Viva, cello! События

Viva, cello!

В «Зарядье» открылся юбилейный Х Международный виолончельный фестиваль Бориса Андрианова

«Идея Бориса Андрианова, с одной стороны, уникальна и оригинальна, а с другой – совершенно естественно вытекает из контекста русской музыкальной культуры». Эти слова о фестивале Vivacello, сказанные его организаторами Иветой и Тамазом Манашеровыми (а еще – учредителями культурно-благотворительного фонда «U-ART: ты и искусство»), как нельзя лучше подчеркивают суть масштабного проекта, отметившего в этом году десятилетие. Фестиваль этот – из тех событий, которые были необходимы культурному пространству Москвы, и когда художественный руководитель Борис Андрианов в 2008 году воплотил свою идею впервые, стало ясно: Vivacello ждали.

За эти годы проект собрал в себе, кажется, все самое лучшее: десятки премьер, мировых и российских, звездных исполнителей и дирижеров, крупнейшие площадки (не только концертные, но театральные и музейные), а главное – массу разнообразных мероприятий, объединяющих смежные виды искусства и образовательные программы, ведь «не концертами едиными». Порой сложно представить себе весь объем проделанного, а еще сложнее – предположить, что же нового могут придумать создатели Vivacello?

В год юбилея Андрианов и его соратники размахнулись, и фестиваль впервые вышел за пределы Москвы: виолончельный «бум» теперь ждет Санкт-Петербург и Тбилиси. А стартовало юбилейное действо в недавно открывшемся Концертном зале «Зарядье», мест в котором едва хватило, чтобы уместить всех поклонников виолончели.

В Vivacello этого года, разумеется, много «арок» с фестивалями прошлых лет – ведь для того, чтобы продолжить с новыми силами, нужно вспомнить самое лучшее. Это и появление ярчайших исполнителей, уже побывавших на фестивале, и возвращение программы мастер-классов, и повторение «бахианы», марафона из всех виолончельных сюит Баха, и самый грандиозный коллектив проекта – оркестр из ста виолончелистов.

И, конечно же, премьеры. Гордость фестиваля – его программа: ежегодно, помимо классических хитов и шедевров старинной музыки, в нее включаются сразу несколько произведений, которых не слышал еще никто. В этом году сразу две премьеры ожидали слушателей – мировая и российская,  поэтому важной и нужной идеей стало приглашение в качестве ведущего Артема Варгафтика, который прекрасно смог настроить аудиторию на восприятие новой, не всегда простой музыки.

Концерт открытия собрал на сцене оркестр «Новая Россия» под управлением Филиппа Чижевского и двух знаковых исполнителей – создателя фестиваля Бориса Андрианова и Давида Герингаса, который солировал и дирижировал на первом фестивале в 2008 году. Специально для двух «главных» виолончелистов этого года и были написаны обе премьеры, прозвучавшие в первом отделении: Виолончельный концерт Сильвии Коласанти и «T – S – D» для виолончели с оркестром Гии Канчели; а начался вечер симфоническим «Танцем-фантазией» грузинского композитора Бидзины Квернадзе.

Теплая колоритная музыка, написанная больше полувека назад, но звучащая очень свежо и современно, явно оказалась по нраву оркестру – редко можно увидеть такое удовольствие на лицах музыкантов. Пожалуй, именно такая музыка – кинематографичная и эффектная, но при этом с флером ностальгии, немного щемящая – должна была открывать этот фестиваль. Концерт итальянского композитора Сильвии Коласанти вызвал совсем другие эмоции – Артем Варгафтик определил их как «постоянное ожидание продолжения». Это своеобразная прелюдия, «предисловие» к долгожданной мелодии, которая никогда не прозвучит, – и в нем вся прелесть музыки, ведь если бы появилась тема, исчезла бы вся призрачность и очарование. Сложнейшее состояние в полной мере удалось воплотить виолончели Давида Герингаса, по просьбе которого и был написан концерт, – хрестоматийный случай взаимного вдохновения композитора и исполнителя.

Подобная ситуация произошла и со второй премьерой концерта, о чем Гия Канчели сказал так: «Борису Андрианову я обязан появлением моего нового сочинения. Он представляет уже следующее поколение, и он с моей музыкой на “ты”, что меня очень радует, поэтому за премьеру я совершенно спокоен». А, учитывая многолетнюю дружбу композитора с Ростроповичем, «виолончельные посвящения» – совершенно особая грань его творчества (и потому «T– S – D» имеет двойное посвящение: фестивалю и памяти Ростроповича).

Новое произведение написано в характерной для позднего Канчели стилистике: с желанием довести простоту до определенной точки. Это удивительно мудрая музыка, направленная уже не столько к публике, сколько в вечность, говорящая самым простым языком о сложнейших глубинах. Удивительно точно сравнение, высказанное ведущим концерта: ощущения от музыки Канчели схожи с теми, что вызывают картины Нико Пиросмани; это высокое искусство, которое избавлено от всего лишнего, наносного. Поэтому в название вынесены основы музыки: три простых аккорда – тоника, субдоминанта и доминанта, с которых все начинается и к которым возвращается в конце. Солист Борис Андрианов и оркестр «Новая Россия» «озвучили» замысел Канчели тонко, мастерски и с необходимой простотой и мудростью.

«Наш фестиваль призван объединить виолончелистов – российских, московских, чтобы наше братство собиралось не только по торжественным или грустным (юбилейным или мемориальным) поводам; он соберет всех просто ради самой музыки, и мы все вместе поиграем». Борис Андрианов действительно собрал все виолончельное братство: во втором отделении на сцене разместился Фестивальный оркестр под управлением Давида Герингаса, состоящий из ста виолончелистов и объединивший сразу несколько поколений. Это еще одна арка фестиваля: Герингас дирижировал виолончельным оркестром на закрытии первого фестиваля; а сама идея коллектива, состоящего из множества виолончелей, прошла долгий путь от Пабло Казальса через знаменитый ансамбль Берлинского филармонического оркестра и очутилась наконец в Москве.

От барокко до джаза – так можно охарактеризовать программу второй части концерта. В начале – «обязательный» Гимн Юлиуса Кленгеля, который, собственно, стал первым произведением, сочиненным для ансамбля виолончелистов. Пассакалия Генделя и фрагмент из Stabat Mater Перголези – дань старинному искусству, без которого виолончельный репертуар был бы и вовсе невозможен. Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи и Павана Равеля – апофеоз лирики, ведь вряд ли можно представить себе более теплый и страстный тембр, чем тембр виолончели. И напоследок – «Серенада лунного света» Гленна Миллера и «Tea For Two» Винсента Юманса, две миниатюры «в угоду публике», но предельно стильные и уместные.

Отдельным сюрпризом стало выступление пятилетней солистки Евы Никонович, которая исполнила (с прозрачным аккомпанементом части оркестра) «азбуку» виолончелиста: «Весельчака» Гречанинова и чешскую народную песню «Богатый жених». Одна маленькая виолончель на фоне ста больших умилила зал, и своеобразный «аттракцион» стал одним из самых запоминающихся моментов концерта. А на бис прозвучали «Лебедь» Сен-Санса и фрагмент из музыки к фильму «Пираты Карибского моря», лишний раз доказав, что виолончели подвластны абсолютно любые жанры.

«Каждый концерт становится не просто филармоническим действом, но встречей старых добрых друзей, объединенных любовью к виолончели». Фестиваль Vivacello действительно не похож на другие подобные проекты – в нем чувствуется особая, практически семейная атмосфера. Десять лет – солидный возраст, но усталости от проекта нет ни у исполнителей, ни у слушателей; поэтому столь грандиозное подведение итогов, надеемся, призвано не завершить, а лишь резюмировать опыт и двигаться к новым вершинам.

Гимн высокому искусству и подлинной человечности События

Гимн высокому искусству и подлинной человечности

В Московской консерватории прошел XIV Международный фестиваль Ростроповича

Если бы Брукнер был башкиром События

Если бы Брукнер был башкиром

В Уфе прозвучала премьера Первой симфонии Дмитрия Крюкова

Непрошедшее время Юрия Темирканова События

Непрошедшее время Юрия Темирканова

В Московской консерватории открылась выставка, посвященная легендарному дирижеру

Открывая заново забытые шедевры События

Открывая заново забытые шедевры

В Рахманиновском зале прозвучали сочинения Глинки в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики»