Нежность События

Нежность

К 85-летию Галины Писаренко

Искусство создают индивидуальности – так было всегда. Народная артистка России Галина Алексеевна Писаренко, чей юбилей мы празднуем в нынешнем году, – ярчайшая личность, и подтверждение тому мы находим не в регалиях, не в «легендах», а в первую очередь в музыке.

Татьяна из «Евгения Онегина» – чьи прочтения знаменитого образа из оперы Чайковского уже по праву можно считать хрестоматийными? Какие интерпретации и сегодня звучат современно, до сих пор трогают нас, волнуют? Думаю, после такого вопроса у многих в один ряд встанут как минимум три замечательные и совершенно не похожие друг на друга певицы: Галина Вишневская, Тамара Милашкина и Галина Писаренко.

Образ Татьяны, созданный Галиной Писаренко, – как ни у кого другого динамичный. Своим голосом, тембр которого, услышав один раз, невозможно забыть, певице удавалось расцветить «классическую» меланхолию буквальным ощущением молодости, очарования, импульсивности.

«Татьяна, Мими, Мюзетта и, конечно, моя любимая Манон в опере Массне – с ними я не расстаюсь всю жизнь», – признавалась певица в одном из интервью. Гостелерадиофондом сохранены две видеозаписи коронных партий примадонны Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко: Татьяна и Манон. Еще многое мы можем услышать на пластинках, посмотреть фрагменты на видеопленках. Счастье, что есть возможность прикоснуться к той эпохе, когда пели по-другому, не так как сейчас. И пусть даже Манон объясняется в любви к Де Грие на русском языке. В советское время это было традицией, а сейчас нам куда важнее понять и осмыслить чисто музыкальное решение выдающейся артистки, не правда ли?

Очень точно характеризуют Галину Алексеевну сказанные ею однажды слова: «Я не думала, что достойна петь в Большом театре или Театре Станиславского, я хотела начать с провинциальной сцены». Наверное, именно строгое отношение к себе помогало певице в непростой творческой профессии, а иначе невозможно и в опере, и в камерном творчестве, и в педагогике добиваться неизменно высокого качества.

Молодые певцы часто задаются вопросом: как сохранить голос и петь долго? Возможно, творческий путь Галины Писаренко и здесь будет отличным примером для подражания – на большую сцену она выходила до 62-х лет.

«Уже несколько десятилетий музыкальная жизнь России рифмуется с чистым и ясным звучанием ее имени», – так писал о певице Евгений Владимирович Колобов, за которым в 1991 году она ушла в только что созданный театр «Новая Опера», в стенах которого еще до сих пор сильна память о ее работе в одноактной опере Прокофьева «Маддалена».

Все свои партии и даже последнюю, Маддалену, Галина Писаренко готовила с великой Ниной Львовной Дорлиак. По-настоящему ценными советами, вокальными «подсказками» Нины Львовны Галина Алексеевна делится со своими студентами в Московской консерватории и на открытых мастер-классах, фактически продолжая ее удивительную линию бережного и профессионального отношения к вокалу. То, что метод работает, доказывают на мировой сцене ученики Галины Писаренко: Ирина Ромишевская, Любовь Петрова, Альбина Шагимуратова и многие другие.

Еще одна судьбоносная фигура в жизни Галины Алексеевны – Святослав Рихтер. Меломанов покорял его невероятный дар не только как сольного исполнителя, но и как концертмейстера: мало кто мог так чувствовать певцов, выстраивать интересное звучание ансамбля, кропотливо работать над музыкальными образами и даже выбирать сам репертуар.

Выступать на одной сцене – инициатива, конечно, Святослава Теофиловича. С «лучшей из всех Татьян», как Рихтер называл Галину Писаренко, он сделал четыре программы. Все началось с романсов Метнера, к счастью, записи концертов тоже сохранились. Ко второму вечеру они подготовили совершенно неожиданные названия – «Песни безумного муэдзина» и «Курпевские песни» Шимановского! Сама Галина Алексеевна рассказывала об этом сочинении, предваряя телевизионную трансляцию: «Наша работа шла не только над постижением сложной музыки Шимановского, не только над преодолением чисто вокальных трудностей, в каждой песне Рихтер искал определенное психологическое состояние и предлагал очень интересные задачи. Например, в первой песне он сказал, что нужно почувствовать себя юношей, который полон удивления перед той красотой, которая находится вне его, такое состояние благоговения, что он готов взлететь в небо».

Позже с Рихтером певица готовила партию Гувернантки из оперы «Поворот винта» Бриттена, премьера состоялась на знаменитых «Декабрьских вечерах». И последняя совместная работа музыкантов – романсы Грига, Галина Алексеевна по праву считается лучшей исполнительницей его миниатюр в Советском Союзе.

Как нашим артистам удавалось в те годы делать карьеру за рубежом, учитывая архисложную процедуру получения разрешения на выезд? Галина Писаренко имела ангажементы в Комише опер и Штаатсопере (Германия), пела в Италии, Чехословакии, Финляндии, Польше. Все отзывы иностранной прессы того времени меркнут по сравнению с одним – «настоящее bel canto!» Представить себе что-то выше такой оценки в середине XX века было невозможно.

В 1971 году композитор Виталий Губаренко написал монооперу «Нежность»: московскую премьеру, не испугавшись экспрессионистского музыкального языка, спела Галина Писаренко. И вновь – попадание в «десятку», именно в ее исполнении изначально спорное произведение получило всеобщее признание. Позже певица с дирижером Владимиром Кожухарем и оркестром Большого театра записала первую советскую монооперу на пластинку.

Была в судьбе Галины Алексеевны и другая «Нежность». Как известно,  она удостоена почти обесцененного сегодня звания «народная артистка», а какой жанр во все времена способен обеспечить огромную известность и всеобщую любовь? Песня, конечно. Через такой, на первый взгляд, простой, а едва ли не самый сложный жанр, многие люди приходят к опере, начинают интересоваться камерным вокально-инструментальным творчеством, открывают для себя новый мир.

Самая популярная запись Галины Писаренко из всех, что сейчас можно найти и послушать в интернете, – песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Нежность». Поразительно, как певице легко и естественно удается «скрыть» богатые возможности своего оперного голоса, остаются только необходимые и подходящие для этой мелодии небесная чистота тембра ее голоса, пронзительная подача, выразительность слова.

Галина Алексеевна Писаренко – поистине удивительный, доброжелательный, светлый человек. Даже если вы не знакомы с ней лично, это хорошо слышно, потому что в пении скрыть что-то или притвориться невозможно. А мгновения общения с ней точно не смогут оставить равнодушным. Сила ее искусства создает сокровенное впечатление на всю жизнь.