Продолжая жизни бег События

Продолжая жизни бег

На исторической сцене Большого театра прошел юбилейный гала-концерт «Екатерине Максимовой посвящается». 1 февраля великой танцовщице исполнилось бы 80 лет

Сияние глаз, лучезарность танца, эталон академического московского стиля. Эти эпитеты могут стать лишь штрихами к портрету Екатерины Максимовой. Максимова – крупный план золотого века Большого театра. Гордость нации.

Когда-то опытный глаз профессионала сразу же узрел ее редкую гармоничность сложения для балета и рафинированную лепку ног. Максимова была рождена для танца. И судьба благоволила ее балеринской карьере. Она училась у знаменитой Елизаветы Гердт, а в театре репетировала с великой Галиной Улановой. Базисными осями ее биографии и судьбой стали Большой театр и семейный дуэт с великим танцовщиком XX века Владимиром Васильевым.

Во взглядах и суждениях, в отношении к профессии Максимова была максималисткой. Техника ее была безупречна, междустрочие танца вдохновенно, обаяние беспредельно, а путь метаморфоз – от сказочной принцессы до глубокой трагикомической актрисы –   интригующ. Ее искусство магнетизировало континенты. И называли ее везде нежно и просто, как свою сверстницу, Катя. Излучаемый свет ее танца делал жизнь радостнее и светлее. «Бремя» своего таланта Максимова несла с чародейской легкостью и достоинством патрицианки, стоически перенося тяжелые травмы, превратности и удары судьбы.

Репутация Максимовой была уникальной: ее искренне любили, никто о ней ни при жизни, ни после не сказал ни единого плохого слова (свидетельства завистников и склочников не в счет). И в подтверждение тому в Большом на гала-концерт, посвященный Максимовой, собралась элита столичной интеллигенции, вся балетная Москва – разные поколения балетоманов и артистов, среди которых приятно было увидеть партнеров Максимовой.

Владимир Васильев организовал теплый непафосный вечер. Отрывки постановок самого Васильева, фрагменты спектаклей репертуара Максимовой и номера современных авторов режиссерски виртуозно и логично были украшены видеопроекциями и кинозаписями танцующей Максимовой, а также лирическими живописными видеополотнами Васильева на заднике сцены. Ксения Алфёрова и Егор Бероев между номерами зачитывали строки автобиографической книги Максимовой «Мадам “Нет”», что уместно связывало все эпизоды концерта в портретную концепцию героини вечера.

Притягательным центром гала стал неувядающий кинотанец Балерины. Танец Максимовой непревзойден и ничуть не устарел, более того, такого уникального комплекса мастерства, харизмы и физической формы сегодня не сыщешь. Кадры ностальгически переносили публику в славные времена Большого. В фильмах-балетах Александр Белинский запечатлел дивный дар максимовского перевоплощения, показав навсегда запоминающиеся крупные планы Балерины в «Анюте» и «Галатее», сравнимые по глубине воздействия со взглядом Вивьен Ли в ее знаменитых фильмах.

Васильев для участия в концерте привлек учениц Максимовой (и даже тех, кто уже фактически завершил балетную карьеру). Солисты нового поколения Большого, гости из Санкт-Петербурга, Берлина, Казани, Челябинска, Киева, также принявшие участие в вечере, танцевали на подъеме.

Сюита из I акта балета «Дон Кихот».  Евгения Образцова– Китри и Артемий Беляков –Базиль

  В первом акте из «Дон Кихота» в перекомпоновке Владимира Васильева  вышли сразу две пары солистов – Евгения Образцова и Маргарита Шрайнер (Китри) и Артемий Беляков и Вячеслав Лопатин (Базили). Вместе с кордебалетом им удалось создать праздничность атмосферы ликующего танца и азарта.

«Вальс-фантазия». Кристина Кретова, Владислав Лантратов, Марианна Рыжкина

Хореография Васильева была представлена несколькими номерами: «Фрагменты одной биографии» на музыку Пьяццоллы исполнили Кристина Кретова и Иван Алексеев, «Вальс-фантазию» Глинки представили Владислав Лантратов и пять учениц Максимовой – Марианна Рыжкина, Наталья Балахничева, Татьяна Предеина, Анна Никулина и Кристина Кретова, в «Элегии» Рахманинова выступили Элиза Карийо Кабрера и Михаил Канискин, «Балладу» Шопена станцевали Владислав Лантратов и Дарья Хохлова (за роялем – темпераментная Екатерина Мечетина). Первый номер – мечта-фантазия о рае на другом конце земли, второй – лирическое приношение педагогу, третий – оммаж возлюбленной (художник и муза), четвертый – видение памяти.

Лики любви были отанцованы и в опусах других хореографов.  Эмоционально открыто, что редкость для петербургской сцены, солисты Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Роман Беляков исполнили известный дуэт из «Парка» Анжлена Прельжокажа на музыку Моцарта со знаменитым затяжным поцелуем, летящим над вечностью. Номер «Весна, лето, осень, зима» Раду Поклитару на музыку Александра Раскатова в интерпретации Елены Салтыковой и Артема Шошина прозвучал иллюстративной метафорой совместного пути двоих, переживших горе и радости жизненных вех. Дмитрий Гуданов с Татьяной Предеиной представил свое сочинение «Леда и Лебедь» как  фантазию на тему сладкой грезы. Драматично был исполнен Ольгой Смирновой и Дэвидом Холбергом дуэт Татьяны и Онегина из третьего акта балета Джона Крэнко «Онегин». К сожалению, в России никто не видел этот балет с участием Екатерины Максимовой, исполнявшей его только за рубежом.

Сцена «На катке» из балета Гаврилина-Васильева «Анюта» венчала вечер. При всей миловидности и балетном профессионализме Нины Капцовой (Анюта) все-таки взгляд фокусировался на Екатерине Максимовой, и нельзя было оторваться от нее, исполнявшей синхронно на экране эту же роль. Ее манера танца, ее выразительные правдивые глаза, богатство чувств, красота и высота душевного посыла пробивали «броню» кинопленки.  Балерина такого таланта от Бога – штучное явление. Квадратно-гнездовым способом такие не выращиваются и не воспроизводятся.