Сложные, нестандартные,  талантливые События

Сложные, нестандартные, талантливые

Уральскому музыкальному колледжу – ​75!

Этот колледж – ​настоящая фабрика талантов, альма-матер композиторов Владислава Казенина и Вадима Бибергана, пианистов Наума Штаркмана и Ильи Итина, скрипача, лидера ансамбля «Студия новой музыки» Станислава Малышева, виолончелистов Олега Ведерникова, Олега Бугаева, Феликса Коробова, ныне главного дирижера МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, и не только.

Сейчас все идет вроде бы неплохо: заведение обласкано властями – к юбилею подарили даже сертификат на покупку концертного рояля. Колледж любят в Свердловской филармонии – ребята тут завсегдатаи, в Большом зале мощным гала-концертом студентов и выпускников и отметили юбилей. В самóм здании колледжа между тем собираются открыть новые концертные залы. Да и вообще – ребята поступают в столичные вузы, ездят на гастроли, работают в главных оркестрах страны. Трудно поверить, что было время, когда судьба одного из главных музыкальных учебных заведений страны висела буквально на волоске.

В 2006 году колледж (тогда он назывался лицей) решили закрыть. Нет, вернее, сделать таким, как все – обычной школой с музыкальным уклоном, понизив статус. Волна возмущения вывела родителей и преподавателей на улицу – митинговало более 1000 человек. Потом лицей решили «слить» с Екатеринбургским хоровым лицеем и организовать на их базе Академию искусств. Наверное, нужно обладать бойцовским характером и верой в правильность конечной цели, чтобы выстоять в такой ситуации давления и провокаций. Но, несмотря на то, что директор Эльвира Архангельская внешне – очаровательная элегантная дама с консерваторским теоретическим образованием, – именно ее практическая хватка и сила воли помогла удержать корабль на плаву. Лицей стал колледжем и от муниципальных «бабушки с дедушкой» (то есть из городского подчинения) ушел под юрисдикцию Министерства культуры Свердловской области.

«Мы ведь сложные, неправильные, все делаем не так, как в стандартах», – говорит Эльвира Глебовна. Но фантастические успехи, высокий уровень игры коллективов, студентов и выпускников в юбилейный вечер доказали, что таланту нужен именно не стандартный, а персональный подход.

С легкой руки Петра Столярского

Школа для одаренных детей открылась в 1943 году в Свердловске и стала третьим подобным учебным заведением – после ЦМШ в Москве и Ленинградской школы-десятилетки. В это время в Свердловске были в эвакуации лучшие музыканты и педагоги со всей страны: достаточно сказать, что струнное отделение школы курировал легендарный Петр Столярский. Не поэтому ли до сих пор выпускники-скрипачи, виолончелисты, являясь учениками «внуков» Столярского, так легко добираются до самых вершин?

Марку держат и нынешние воспитанники: скажем, во Всероссийском юношеском оркестре, созданном Юрием Башметом, пятая часть состава – из Уральского музыкального колледжа. Кстати, именно здесь, на базе колледжа, Юрий Абрамович открыл свой Образовательный центр. За пять лет в Екатеринбурге побывала международная команда педагогов из Франции, Великобритании, США, Бельгии, Словакии, Австрии, Италии, Финляндии и других стран. Музыканты приезжают на три дня и дают мастер-классы, которые благодаря государственной программе совершенно бесплатны. За пять лет набежало уже 1000 рекордных часов занятий!

А еще колледж стал базой для Уральского регионального центра музыкально одаренных детей и молодежи. «Мы ищем талантливых детей по всему Уральскому федеральному округу, отбираем лучших, – комментирует Эльвира Архангельская. – Все индивидуальные консультации, конференции, мастер-классы, в том числе и выездные, – для них бесплатны. Кроме того, и это очень важно, мы бесплатно транслируем все свои мероприятия, где бы они ни проходили – в Керчи, Ялте, Севастополе, Надыме или в городах Свердловской области. И мы единственное учебное заведение, которое это делает».

Эльвира Архангельская

Мысли вслух I

Сразу после юбилейного гала, прямо за сценой мы посадили в кружок участников концерта – студентов и выпускников. Задавали им одни и те же вопросы, в частности, о системе обучения. Вопрос звучал так: «Чего мне не хватает на занятиях? Насколько образование современно?» Разгорелась дискуссия.

Ученик 12 класса скрипач Андрей Зубенко: «Проблемы есть, но в то же время у нас потрясающие педагоги, и общение с ними – главное».

Ученица 10 класса скрипачка Алиса Чепурина: «Считаю, что сидеть 6 часов на парах и слушать зачастую то, что мне не пригодится в дальнейшем, не стоит – слишком мало времени остается на действительно важные вещи. Оговорюсь: речь об общеобразовательных предметах. Что касается специальности – здесь дают именно то, что нужно».

С ней солидарна и девятиклассница, виолончелистка Ольга Белоглазова. А вот балалаечник Олег Пискунов, студент Колледжа в 2000–2008 годах, напротив, считает, что образование должно оставаться консервативным и быть как можно более широким: «Нужно по возможности знать все». За разностороннюю эрудицию и выпускница Колледжа‑2012, пианистка Мириам Абгарян, теперь студентка пятого курса Московской консерватории в классе профессора С. Л. Доренского.

Четыре оркестра и солисты

75-летие отметили серией концертов, но кульминацией стал, бесспорно, вечер в Большом зале Свердловской филармонии. Юбилейный концерт – особый жанр, когда ждешь добрых слов, приветствий «высоких лиц» и всеобщего ликования. Все это было, но кратко, по регламенту: минутные видеообращения заместителя губернатора Свердловской области Павла Крекова, депутата Заксобрания Свердловской области Елены Чечуновой, ректора Московской консерватории Александра Соколова, худрука оркестров «Новая Россия» и «Солисты Москвы» Юрия Башмета, директора Свердловской филармонии Александра Колотурского сменялись лаконичными музыкальными номерами. Между ними Эльвира Архангельская давала краткие комментарии, чествовала старейших педагогов школы.

Кто более всего запомнился в обширной программе? Главное впечатление – вышколенные оркестры: симфонический, камерный, духовой, народный. Руководят ими разные педагоги, но общий технический уровень, ансамблевая сыгранность равно высоки у всех. Слушаешь и дивишься, неужели это подростки так могут? Но это вовсе не случайность. Послушаем Эльвиру Архангельскую: «Будущее в музыкальном образовании, как мне видится, не за сольным исполнительством. Мы считаем, что во всех специальностях нужно брать направление на ансамблевую и оркестровую игру. Мы очень много об этом говорим, думаем, советуемся с профессорами, которые приезжают к нам на мастер-классы. Не секрет, что выдающихся исполнителей крайне мало. Единицы. Люди должны ощущать себя гармонично и естественно в компании. Поэтому мы вводим ансамбли с пять класса на всех специальностях, включая духовые».

Еще бы! Если возделывать оркестровую почву как английский газон, десятилетиями вырабатывая методы и подходы, как это делает тут, к примеру, дирижер Вольф Усминский, то и результат получается соответствующий. Его личный рекорд – 55 лет работы в школе с Камерным оркестром, который назван теперь «Лицей-камерата».

А вот симфонический оркестр – напротив, совсем новый коллектив, созданный в 2011 году. У его истоков стоял Антон Шабуров, ныне главный дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра. Но маэстро прилетел в родной город, чтобы вновь встать за пульт своего детища. С ним выступили бывшие выпускники колледжа, уехавшие в Москву и там ведущие активную исполнительскую жизнь: скрипач Лев Солодовников, альтист Андрей Усов и поразивший филигранной виртуозностью в Венгерской рапсодии Поппера виолончелист Олег Бугаев.

Преемника Шабурова, Андрея Колясникова, мы оценили в этот вечер как энергичного руководителя Духового оркестра. Он пришел работать в колледж будучи еще студентом Уральской консерватории – теперь, кроме Духового оркестра, отвечает еще и за симфонический. Порадовал репертуар Оркестра народных инструментов, в частности, исполнением пьесы современного екатеринбургского композитора Андрея Бызова – только что ставшего лауреатом конкурса композиторов «Avanti». Современной, сегодняшней музыкой здесь вообще занимаются всерьез.

«Лицей-камерата» и Вольф Усминский

Мысли вслух II

Еще один наш вопрос, обращенный к ребятам, звучал так: «Нравится ли мне современная, сегодняшняя музыка? Если да, то какая?»

Выпускник колледжа, скрипач Лев Солодовников (сейчас преподаватель Московской консерватории, ассистент народного артиста СССР Э. Д. Грача): «Убежден, что в России современной музыки очень мало. 90% кассы мы делаем на произведениях столетней (и более) давности. Даже Шостакович для нас все еще современная музыка. Я стараюсь при любой возможности и по каким-то оказиям играть современную музыку».

Выпускник колледжа‑2013, альтист Александр Татаринов (сейчас артист РНО, ассистент-стажер МГК): «Важно научиться разбирать, понимать эту музыку. Именно поэтому мне нравится фестиваль Юровского “Другое пространство”».

Андрей Зубенко: «Мой однокурсник – теоретик Абай Арыстанбек – сочинил трио. Надо было его сыграть. Сначала мне оно не давалось, в нотах было нечто невообразимое, но в процессе работы с композитором я стал вникать в эту музыку, понял замысел автора и что-то в ней нашел. Это интересный опыт».

Алиса Чепурина: «Мне приходилось играть современную музыку со своими сверстниками. Я была в центре “Сириус”, и там у нас был обязательный предмет – “сочинение музыки”. Преподавали Игорь Рогалёв и Кузьма Бодров. Я написала произведение для скрипки, и мне “композиторство” понравилось. Но мы должны были не только сочинить, но и сыграть наши пьесы. Cлучился любопытный эпизод: одна девочка записала музыку не нотами, а палочками и крючочками. Она пришла ко мне и сказала: “Не волнуйся. Не там вступишь – даже лучше”. Зал был в восторге, потому что там дергали струны фортепиано, стучали по скрипке, чего только не было! Это было занятно. У меня вообще ощущение, что сейчас переходный этап. Недавно мне удалось послушать внука Прокофьева Габриэля, он приезжал сюда, играл свою музыку для ди-джея с оркестром, и мне понравилось, как он совмещал электронную технологию с академическими инструментами. Возможно, мы найдем что-то новое с помощью новых технологий».

В ответах на вопрос, кого вы считаете современными гениями, мнения разошлись. Александр Татаринов выбрал Гию Канчели, Олег Пискунов – Михаила Броннера, Лев Солодовников – Валентина Сильвестрова, а Андрей Зубенко – Александра Пантыкина.

Оркестр народных инструментов Уральского музыкального колледжа

Прямая речь

После юбилейного гала мы попросили Эльвиру Архангельскую высказаться подробнее о тактике и стратегии пусть не следующих 75 лет, но хотя бы десятилетия. Ее монолог – ниже.

«Прежде всего хотелось бы, чтобы укреплялись международные связи, но не коленопреклоненные, а равновеликие. Мы обладаем определенными знаниями и навыками, умениями, которые интересны Европе. Удалось посетить несколько специальных музыкальных школ – они называются по-разному – в Люксембурге, Дрездене, Будапеште, и очевидно, что мы ничем не слабее их. И мы хотели бы, чтобы были международные проекты, которые были бы взаимовыгодны с творческой стороны.

Хотелось бы, чтобы наши дети и педагоги понимали, что Уральская школа обладает своей самостийностью, но она должна быть подтверждена успехами. Это сложная ситуация – существование учебного заведения в провинции, даже в такой крупной, как Екатеринбург. Нужно осознание необходимости кооперации с Москвой, Санкт-Петербургом, где своя система образования – не лучше и не хуже, просто другая, обладающая целым рядом ценностных ориентиров, которые нам необходимо так или иначе тоже принимать.

Если говорить о том, что нам надо… Ох, нам так много надо! Нам нужно общежитие: мы – единственная десятилетка, которая не имеет интерната. Для нас это вопрос жизненный, потому что к нам очень хотят приезжать дети с 3–4 класса, но это колоссальная проблема. Они могут жить только с родителями, которые снимают квартиру, бросают в своих городах работу. Разделяются и даже распадаются семьи. Будем пытаться решать этот вопрос, но это все очень сложно…

Нужно обновлять парк инструментов в Колледже. Я всегда говорю: дети могут играть в лесу, под дождем… Но играть без инструментов невозможно. Ладно, полы не покрашены или стены разноцветные. Бог с ними, это неважно. Но без инструментов нас надо закрывать. Скрипки, гобои, балалайки могут купить сами родители. Рояли и пианино родители купить не могут. А на них играют учащиеся всех специальностей. И это проблема, которую мы, конечно, будем решать потихонечку, двигать ее в нужном нам направлении.

Ну и конечно, мы стремимся расширять концертную деятельность. Будем готовить дополнительные программы, хотя мы понимаем, что любой концерт – это всегда компромисс с учебным процессом. Это трудно. Но после Керчи, когда дети неделю прожили в ритме фестиваля “Боспорские агоны”, где дали три больших оркестровых концерта, два ансамблевых, где утром и днем шли репетиции, а вечером концерт, – очень подняло самооценку и самосознание у ребят. Мы сняли фильм, сейчас он монтируется, где они на камеру говорили о том, что впервые осознали себя оркестровыми музыкантами и поняли, какое они могут иметь влияние. На последнем концерте публика не ушла, она образовала коридор, и ребята шли сквозь этот коридор под аплодисменты. Дети поняли, что могут иметь успех, и это их очень изменило».

Мысли вслух III

Напоследок мы спросили ребят: «Можете ли вы жить без музыки? Отдадите ли своих детей учиться музыке?» Ответы были совершенно одинаковые: на первый вопрос – дружное «нет», на второй – не менее дружное «да». Так что у Уральского музыкального колледжа, похоже, всегда будет работа: предстоит растить не просто музыкантов, а членов музыкальных династий.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»