«Нас ожидает не просто премьерное исполнение Скрипичного концерта, но открытие вроде бы хорошо знакомого сочинения. Отечественное искусствоведение – мощный национальный ресурс», – подчеркнул, открывая пресс-конференцию в ТАСС, заместитель министра культуры РФ Николай Овсиенко.
Концерт 12 февраля – это практическое воплощение долгой и кропотливой исследовательской работы, проделанной коллективом музыковедов, текстологов. Вслед за исполнением последует издание Скрипичного концерта Чайковского, где будет восстановлена партия скрипки в том виде, как ее задумывал композитор.
«Эта не та история, как с Первым фортепианным концертом, когда любой человек слышал, что в авторской редакции звучит какая-то незнакомая музыка, – прокомментировала научный руководитель проекта «Академическое полное собрание сочинений П.И. Чайковского», заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского Ада Айнбиндер. – Здесь партитура скорее напоминает картину, вернувшуюся с реставрации, которую очистили и под редакторскими наслоениями открыли новые детали».
Фото: Сергей Бирюков
«Этот проект казался неподъемным, даже страшно было к нему подступаться. Стимулом стал юбилейный, 2015 год. К 175-летию со дня рождения Чайковского вышли первые тома Академического полного собрания сочинений композитора. Наш институт нацелен на реализацию масштабных научно-исследовательских проектов, –подчеркнула директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская.
Фото: Сергей Бирюков
Редакторский и исполнительский произвол преследовал Скрипичный концерт с первых дней существования: свою лепту внесли и скрипач Иосиф Котек, для которого Чайковский создавал это произведение, и маститый профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр, и советские мэтры Константин Мострас и Давид Ойстрах. Чтобы не быть голословными, музыковеды изучили письма композитора, хранящиеся в том числе в архиве Дома-музея Чайковского в Клину, сличили разные издания и его рукописи, и теперь лауреат международных конкурсов Павел Милюков сыграет скрипичную партию так, как этого хотел Чайковский. Вместе с ним это «возвращение» совершит Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
«Для меня Чайковский – это все. Это наша душа, сердце, гордость», – признался Маэстро. Он напомнил, как в годы Великой отечественной войны шли трансляции по радио концертов БСО из Колонного зала, специально игравшиеся по заявкам бойцов с фронта. «И там постоянно звучал Чайковский. Как и в наших сегодняшних программах. Для меня Чайковский – очень сложный композитор, и я борюсь, особенно на Западе, с мнением, что его сочинения – это сладенькая сентиментальная музыка», – поделился Владимир Федосеев.
Евгения Кривицкая