Немецкого пианиста и трубача Себастьяна Штудницки в России знают давно и хорошо. Еще бы, в 1990-х благодаря случайному знакомству в аэропорту Самары он стал гостевым трубачом группы «А-Студио», а первый альбом его электронно-джазового состава Orbit Experience был выпущен отечественным лейблом Boheme Music! Сегодня Штудницки – один из известнейших берлинских джазменов; он выпускает альбомы под псевдонимом KY, играет в легендарном исландском фьюжн-составе Mezzoforte, возглавляет собственный квартет, преподает в Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и, наконец, руководит ежегодным фестивалем Xjazz. В нашей стране он гастролирует достаточно регулярно, каждый раз привозя новую программу: два года назад в Доме кино квартет Штудницки с местными струнниками показывал программу «Memento», а нынешней зимой в московском баре Noor концерт, длившийся почти два часа, был основан на альбоме «Organic».
Формально говоря, Штудницки принадлежит к той же плеяде джазменов, что Нильс-Петтер Мольвер и Эрик Трюффаз, но он, конечно, другой. Если он использует электронику, то точечно и очень лаконично, и вообще, кажется, в куда большей степени связан с академической музыкой, минимализмом и еще в большей – с музыкой техно. Его звуковой мир достаточно жестко структурирован, но это не тевтонский армейский «орднунг», а стремление, чтобы все было на своем месте. И впрямь, альбом заставляет подивиться тому, как точно, словно детали сложного механизма, музыканты подходят друг другу. Барабанщик Тим Сархан (кстати, большой поклонник минимал-техно) работает как драм-машина, за исключением одной детали: при всей механистичности и отточенности его партий слышно, что играет живой музыкант (при этом он может играть и так, что слышен воздух, вибрирующий долго после того, как смолкла тарелка); когда на первый план (нечасто) выходит партия гитариста Лоренца Карстена, понимаешь, что гитара звучит именно там и именно тогда, где и когда ее услышал Штудницки, а о басисте Пауле Клебере и сказать, в общем, нечего, кроме того, что на нем держится вся конструкция музыки как на едином связующем элементе. И над всем этим парит труба, а снизу ей вторит рояль; в том же Noor баре Себастиан играл одновременно на клавишных и трубе, и выглядело это вполне органично.
Это рациональный и поэтичный одновременно джаз сегодняшнего дня, джаз, который интересно слушать и анализировать, следя за полетом мысли композитора, и под который так прекрасно танцуется. Кажется, Штудницки сумел достичь невозможного. Джазовые пуристы упрекают его в «попсовости», но мне кажется, речь идет о большом таланте и мастерстве. А упреки оставим пуристам.