4 марта в Камерном зале Новосибирской филармонии пройдет концерт музыки Леонида Десятникова – одного из крупнейших современных российских композиторов, широкая известность к которому пришла после постановки Большим театром его оперы «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина. В Новосибирске прозвучат 24 прелюдии для фортепиано «Буковинские песни», написанные в 2017-м году, а также созданный в 1989 году вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса. Исполнители – пианист, осуществивший мировые премьеры множества сочинений Десятникова, Алексей Гориболь (ему посвящен цикл «Буковинские песни», он же обладает эксклюзивным правом исполнения сочинения) и сопрано Юлия Корпачева. Концерт станет первым в Новосибирске, полностью составленным из сочинений Леонида Десятникова, одновременно это будет и первое выступление в городе Алексея Гориболя. Концерт входит в программу фестиваля современной музыки «мARTовский КОD», который проводит Новосибирская филармония.
Мировая премьера цикла из 24 прелюдий для фортепиано «Буковинские песни» состоялась в июне 2018 года в программе Дягилевского фестиваля в Перми (художественный руководитель – Теодор Курентзис), затем сочинение исполнялось в Петербурге и Москве, Израиле и Париже. Но еще до официальной премьеры «Буковинские песни» частично прозвучали в Лондоне, в Воронеже на Платоновском фестивале и в нью-йоркском Линкольн-центре, где American Ballet Theater представил премьеру балета Алексея Ратманского «Songs of Bukovina» на музыку двенадцати прелюдий цикла.
При создании цикла композитор использовал фольклор западноукраинской Буковины – так сочинение получило свое название. «Эта культура очень смешанная, эклектичная. Буковинская музыка может напоминать украинскую, или балканскую, или еврейскую», – отмечал автор.
Музыкальный критик Ярослав Тимофеев писал: «Буковинские песни» Леонида Десятникова стали социально-музыкальным феноменом: публика уже больше года обсуждает скромный фортепианный сборник из двадцати четырех прелюдий, пианисты борются за право его исполнения, а Ассоциация музыкальных критиков вручает автору приз сезона. Кажется, последний раз подобное происходило с фортепианной музыкой в позапрошлую эпоху. Ажиотаж вокруг десятниковских миниатюр – во многом дело рук и пальцев Алексея Гориболя, адресата посвящения и эксклюзивного исполнителя “Буковинских песен”».
Относительно посвящения цикла композитор иронично замечал: «Я просто сразу решил, что напишу их («Буковинские песни») для Алексея и ему же посвящу. Несмотря на то, что он практически узурпировал всю мою музыку с участием фортепиано, такого посвящения раньше не было».
Вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса сам Леонид Десятников относит к числу лучших своих сочинений. «В слиянии названий двух знаменитейших шумановских вокальных циклов родилось название цикла на стихи двух ОБЭРИУтов. За ироничными, гротескными поэтическими образами здесь укрылась вся красота, все лучшее от русского и европейского романтического романса, с его вкуснейшими гармониями, деликатесной театральностью и ароматом чувственности. Не всякому исполнителю под силу передать многоплановость такого уровня. Сродни набоковской прозе, помимо высочайшей эмоциональной вовлеченности, эта музыка требует от музыканта эрудиции и внимания к детали, дабы ни один из множества подтекстов не был трактован прямолинейно и однозначно. Только тогда пресловутая «вавилонская башня», «корсет» из смеха и пошлости распадается на части, и слушатель замирает, пронзенный уколом невозможной, невыразимой красоты…», – говорится в аннотации на сайте издательства «Композитор Санкт-Петербург».
«Чтобы рождать свое, ему необходимо мучительно заглядывать в чужое», – говорит о композиторе писатель Владимир Сорокин. Музыкальный критик Алексей Мунипов писал накануне концерта музыки Леонида Десятникова в Лондоне в мае 2018 года: «Многие его сочинения написаны «по канве», отражая, цитируя и комментируя чужие пьесы. К некоторым можно смело приписать нелюбимый композитором ярлык “постмодернизм”. Часто эта игра отражений рождает причудливые гибриды: танго с клезмером, русской протяжной песни — с японской церемониальной музыкой, советской эстрады — с Рахманиновым или горечью аргентинского бандонеона. <…> “В случае с Десятниковым мы имеем дело с удивительной мимикрией, когда очень сложный композитор — будто прикидывается салонным и светским”, – замечает Сергей Невский, описывая, как самые простые партитуры Десятникова на деле оказываются сложным, герметичным модернистским лабиринтом».
В 2005 году Новосибирский театр оперы и балета представлял российскую премьеру балета на музыку Леонида Десятникова «Русские сезоны» в хореографии Аллы Сигаловой, который получил Диплом Национального театрального фестиваля «Золотая Маска», а в 2014 композитор приезжал в Новосибирск на премьеру своей симфонии для солистов, хора и оркестра «Зима священная 1949 года», которая также состоялась в Театре оперы и балета в один вечер с исполнением балета «Весна священная» на музыку Стравинского. Сочинение Леонида Десятникова «Русские сезоны», а также его транскрипция концертов Астора Пьяццоллы «Времена года» неоднократно звучали в Новосибирске в исполнении Филармонического камерного оркестра.