Birgit Nilsson <br>The Great Live Recordings <br>Sony Classical <br>2018 <br>CD Релизы

Birgit Nilsson
The Great Live Recordings
Sony Classical
2018
CD

Уникальное собрание записей живых исполнений спектаклей и концертов с участием шведской сопрано Биргит Нильссон было выпущено Sony Classical в год 100-летия со дня ее рождения. Издание не могло бы состояться без активного участия Фонда Биргит Нильссон и его президента Рутберта Райша, который близко знал певицу на протяжении многих лет. На 31 диске представлены 12 оперных спектаклей, а также записи фрагментов из опер Вагнера из Концертного зала в Стокгольме и Оперного театра Сиднея. В коллекции собраны все важные исполнения, принесшие Нильссон мировую славу, среди которых «Саломея», «Электра», «Женщина без тени» Штрауса. Знакомство с этим собранием – глубокое погружение в эпоху великих оперных исполнений второй половины ХХ века. На первом диске – «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, записанная в феврале 1953 года в Стокгольмском Концертном зале. За пультом – Ференц Фричай, партию Герцога исполнял Бернхард Зённерштедт. Биргит Нильссон было доверено принять участие в шведской премьере этой оперы, исполнявшейся на немецком языке. В голосе 35-летней Биргит уже слышна проекция ее дальнейшей судьбы, слышатся контуры ее будущих партий. Сильный характер бесстрашной Юдит нашел в голосе молодой Биргит идеальное воплощение, хотя наряду с бесстрашием в нем слышно и то, что называется modesty – простодушие и прямота, скромность и благородство деревенской девушки. Эта, как и некоторые другие записи той поры, разумеется, лишена совершенства, связанного с особенностями техники, когда и в оркестре не все голоса прослушиваются, и баланс не везде выстроен так, как мы привыкли слышать сегодня. В этом и громадный интерес – ощутить подлинную атмосферу live, занырнуть в забытое прошлое: темпы, ощущение иной масштабности интерпретации и особенно характер интонирования дают ясное представление об уровне исполнения. Составители коллекции остроумно и чрезвычайно правильно выбрали эту запись, при всей неожиданности решения проливающую свет на творческую личность и темперамент великой шведской дивы, которая так же, как эта героиня, отважно отправилась покорять недостижимые вершины вагнеровского и штраусовского репертуара. Не в том смысле, что кроме нее никто не пел Изольду или Брунгильду, Жену Красильщика или Турандот, а в том, что никто не делал этого так, как она. Никто. Мало кому из певиц прошлого и настоящего удавалось петь эти нескончаемые монологи так естественно, как если бы она сама была небожительницей, как ее «Валькирия», для которой единственно возможный язык общения с миром – бесконечное героическое пение. Уникальное, от природы данное дыхание, помноженное на сильнейшую персональную энергетику и собственную вокальную технику, позволяло Биргит вольно, без устали чувствовать себя во всех регистрах, главным образом, в высоком. Знаменитое выражение Нильссон о том, что Пуччини сделал ее богатой, а Вагнер – знаменитой, несложно будет понять, послушав целых две исполнительских версии «Тристана и Изольды». Первая – с Байройтского фестиваля в 1957 году, когда за пультом стоял Вольфганг Заваллиш, партию Тристана исполнял Вольфганг Виндгассен, Брангены – Грейс Хоффман, Курвенала – Ханс Хоттер, а короля Марка – Арнольд ван Милл. Вторая запись представляет спектакль Венской Штаатс­опер 1967 года с Карлом Бёмом за пультом и Джессом Томасом – Тристаном. В этой идеальной Изольде соединились, кажется, все мечты Вагнера. Из пуччиниевских опер в этом собрании представлена одна – зато какая! – «Турандот» с маэстро Леопольдом Стоковским, Франко Корелли – Калафом и феноменальной Лиу – Анной Моффо.