Первый пошел События

Первый пошел

Как в Татарстане пестуют современную оперу

Февраль в Казани выдался по-особому оперным. И не только потому, что здесь в это время обычно проходит известный Шаляпинский фестиваль. Событие, о котором пойдет речь, появилось в каком-то смысле в пандан к нему, и даже в параллель. Или вообще, именно потому, что Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля не очень-то интересуется современной оперой – ​достаточно взглянуть на его репертуар.

Мысль исправлять эту ситуацию постепенно и неуклонно пришла в голову руководителю казанского фонда «Sforzando» Данияру Соколову. За пять лет фонд, при котором есть даже свой оркестр, Молодежный симфонический, осуществил массу интереснейших музыкальных проектов, а оркестр даже выступал в столичном Зале имени П. И. Чайковского. Но амбициозному руководителю «Sforzando» и его коллегам, а среди них оказался известный в России критик и завлит Театра имени Г. Камала Нияз Игламов, захотелось явно большего. В идеале – создания современного национального музыкального театра. А для начала буквально с нуля и только своими силами придумать и поставить несколько новых оперных спектаклей. Собрав вокруг себя молодых и творчески настроенных единомышленников, Соколов сумел получить и серьезную поддержку республиканских властей.

Уникальный для России проект, названный KazanOperaLab, стартовал в декабре 2017 года. Первый этап имел мощный образовательный акцент, группу из двенадцати человек: композиторов, художников, драматургов и режиссеров на мастер-классах и практических семинарах в течение трех недель обучали приглашенные мастера, ключевые фигуры современного музыкально-театрального процесса, практики, теоретики, критики. Затем участники лаборатории объединились в творческие команды из четырех человек каждая и целый год работали над созданием новых камерных опер. Финалом KazanOperaLab стал показ двух новых произведений (третья премьера на подходе) в Татарском театре драмы и комедии имени К. Тинчурина, и это событие в Казани было расценено как историческое. С этим не поспоришь. Среди молодых казанских театралов и музыкантов оказалось возможным найти тех, кто способен не просто придумать идею для новой оперы и показать эскизы, но осуществить весь длинный, технически сложный процесс создания оперного спектакля, воплотить задуманное в жизнь. Учитывая, что среди авторов и исполнителей этих опер абсолютное большинство – студенческая молодежь, происходящее выглядит фантастикой. Соколов на одной из пресс-конференций назвал эту работу беспрецедентной для респуб­лики, и, конечно, был прав.

Итак, две камерных оперы. Первая из них, под названием «1+6» Ляйсан Абдуллиной, недавней выпускницы Казанской консерватории (класс Э. Низамова), создана на сюжет сказки директора музея «Остров-град Свияжск» Артема Силкина (драматург Павел Поляков). Забавный со скрытым философским подтекстом сюжет повествует о том, как главный герой (названный в опере Председателем), одуревший от необходимости решать множество проблем управляемого им острова, получает в результате колдовства шесть своих клонов. Казалось бы, можно расслабиться и отдохнуть, но возникают новые проблемы: шестеро шустрых бесцеремонно вламываются в его жизнь, включая личную, и готовы наломать немало дров… Парадоксальная притча об уникальности и незаменимости человеческой личности музыкально получилась несколько простоватой, в духе советских детских опер и даже оперетт. Просто сказка. Постановщики Ксения Шачнева (сценография и костюмы) и Василиса Шмелева (режиссура) тоже не стали грузить зрителей, придумав ясное, с элементами минимализма решение, которому не повредила бы энергия процесса и развития. При этом опере повезло со всеми исполнителями, и главный герой (Иван Балашов), и мужской ансамбль, и занятые в женских ролях Александра Хадарова и Айсылу Нуруллина показали хорошую профессиональную подготовку.

Сцена из оперы Абдуллиной «1+6». Айсылу Нуруллина – Девушка

Опера «Бледно-голубая точка» композитора Ильдара Камалова на либретто уже хорошо известного в Казани драматурга Сюмбель Гаффаровой оказалась на другом полюсе, и с точки зрения главной идеи, и музыки. Пятичастная одноактная опера – о проблемах гуманистических и экзистенциальных, о ненависти, погоне за наживой, счастье, свободе и о Земле, как главной человеческой ценности. Режиссер Булат Минкин и художник Ляйсан Хусаинова помещают абстрактный сюжет, точнее текст, в пространство гротеска и клоунады, наряжая всех героев в яркие забавные одеяния коверных, придумывают новый термин для определения жанра оперы – «клоуноперада», и в духе оппозиции дурашливого внешнего и сложного внутреннего пытаются разговаривать со зрителем. Но разговор не клеится. Прежде всего, потому, что текст не слышен практически совсем. Дисбаланс пения (не всегда полноценного и профессионального) и плотно звучащего оркестра не дает возможности до конца разгадать авторский замысел. Вся постановка воспринимается как абстрактная визуально-музыкальная композиция, за которой увлекательно следить, но хотелось бы подробностей, логики и смысла. При этом Камалов показал себя композитором-драматургом, мыслящим контрастами. Опера начинается выразительным в фольклорном духе ансамблевым зачином, партитура полна стилевых аллюзий, от классики до рэпа, прекрасно инструментована, слушается с неослабевающим интересом.

Переоценить роль оркестра в реализации этого замысла невозможно. Его лидер Евгений Сакмаров так же молод, как и его подопечные, видно, что музыканты и дирижер работают с азартом и увлечением. Пожалуй, это один из главных итогов показа. Есть серьезная музыкальная основа, все остальное можно нарабатывать постепенно. На то и есть лабораторный процесс, который порой важнее собственно результата. Главное – не останавливаться. Кстати, Театр Тинчурина был выбран неслучайно. Это второй театр в Казани, имеющий оркестровую яму. В нем в 1930–1950-х годах работала труппа оперного театра, ставились и оперы, и балеты. Сам театр выглядит местом в театральном смысле намоленным, нарядный и уютный зал на 400 мест, неплохая акустика, в общем, идеальная площадка для камерных опер. В вечер премьеры опер молодых татарских авторов он был заполнен под завязку, это ли не показатель актуальности проекта KazanOperaLab!

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди