Танго на флейте и французские поцелуи События

Танго на флейте и французские поцелуи

III Международный фестиваль «Виртуозы флейты», прошедший в Мариинском театре, по традиции собрал духовиков-звезд со всего мира и еще раз подтвердил статус лучшего и пока единственного флейтового форума в нашей стране.

В полумраке зала луч прожектора высветляет стулья, стоящие полукругом по периметру сцены. В центре – ударная установка и рояль. Выходящие справа и слева играющие на флейте музыканты в шляпах, словно артисты условного театра, увлеченно выигрывают танцевальные мотивы, садятся, и затем молча удаляются. «Это история про женщину, которая не может танцевать танго, но реализует себя как творческая личность через игру на флейте», – комментирует состоявшееся действо идейный вдохновитель и главный организатор фестиваля Денис Лупачев, добавив, впрочем, что нужно оставить зрителям место для фантазии. Представление Дмитрия Отяковского на музыку знаменитых циклов Пьяццоллы «История танго» и «Времена года в Буэнос-­Айресе», обработанную Алексеем Позиным для десяти флейт в сопровождении ансамбля, стало самым зрелищным номером концерта-открытия, первое отделение которого, с музыкой Моцарта и Жака Ибера, было вполне академическим. Представить флейту в ее самых разных ипостасях – от привычной старинной музыки до современных редкостей – по-прежнему одна из основных задач «Виртуозов флейты», фестиваля, с каждым годом привлекающего в залы Мариинского театра все больше и больше неравнодушных поклонников.

Объединяющей идеей третьего фестиваля стало 225-летие со дня рождения Теобальда Бёма, знаменитого немецкого исполнителя, композитора и мастера, создателя современной поперечной флейты новой системы, давшей музыкантам небывалые до этого возможности. Специальный гость, приехавший в Петербург праправнук великого изобретателя Людвиг Бём в Зале Щедрина даже прочел лекцию о достижениях своего знаменитого пращура. Ну и, конечно, звучала музыка немецкого мастера. И если сыгранная Денисом Лупачевым под аккомпанемент Эдуарда Кипрского пьеса «Воспоминание об Альпах» больше напоминала изящный сувенир, то исполненное Лупачевым в дуэте с Николаем Моховым на закрытии «Концертанте для двух флейт» Бёма вызывало ассоциации с романтической оперной сценой, где звонкие россыпи инструментальных пассажей были подобны вокальным руладам.

Приглашение в Петербург лучших мировых солистов – одна из обязательных составляющих «Виртуозов флейты». В этот раз заинтересованных слушателей ждали встречи с концертмейстерами группы флейт известных мировых оркестров: Вальтером Ауэром из Венского филармонического, Жюльеном Бодиманом из Лионской оперы и нашим молодым соотечественником, сибиряком Матвеем Деминым, концертмейстером цюрихского Тонхалле, уехавшим на учебу в шестнадцать лет и впервые после долгого перерыва появившимся в России на сцене. Каждый из звездных участников дал мастер-класс и выступил в нескольких концертах. Живущий в Швейцарии, где чтятся традиции и аутентизма, и авангарда, Матвей Демин превосходно проявил себя в строго-сдержанном концерте Карла Филиппа Эмануэля Баха и в довольно редко звучащем на нашей эстраде модерновом опусе Жака Ибера.

Прошедший серьезную австро-­немецкую школу Вальтер Ауэр в дуэте с лучшей мариинской арфисткой Софьей Кипрской показал, каким должен быть Моцарт, сыграв сольную партию в его знаменитом концерте для флейты и арфы. А в паре со своим французским коллегой Жюльеном Бодиманом он выступил в изысканной камерной программе, где с пианистом Петром Лаулом исполнил фантазии и переложения вокальных номеров композиторов разных стран и эпох.

Вальтер Ауэр (флейта) и Софья Кипрская (арфа)

Вообще, камерные программы фестиваля были выстроены необычайно умно и интересно. Так, прошедший на второй день концерт под названием «Вена – Париж» был задуман не просто как противопоставление двух европейских столиц, но больше как погружение в разные стили. Созданные в классической Австрии произведения (Квартет для флейты и струнного трио Моцарта и Квартет для флейты, гитары, альта и виолончели Томаса Матейки в обработке Франца Шуберта) составили оппозицию эксцентричным и рафинированно чувственным вещам из французской столицы. Пародийно-сатирическая сюита Жака Ибера к пьесе Шарля Вильдрака «Садовник с острова Самос», написанная для весьма оригинального ансамбля, включающего помимо флейты кларнет, трубу, ударные, скрипку и виолончель, своими колкостями и острыми звучаниями напоминала неоклассические опусы Стравинского. Резкий контраст ей составили «Песни Билитис» для двух флейт, двух арф и челесты Клода Дебюсси, впервые прозвучавшие в Петербурге с декламацией на французском Ликой Кремер эротических стихов приятеля композитора, декадентского поэта Пьера Луиса, выдавшего свои строки за творения придуманной древнегреческой поэтессы. («Французы…» – презрительно хмыкнул один из зрителей, прочитавший строки про «сладострастный танец», в который погружались влюбленные, «задевая друг друга украдкой и изгибаясь в бедрах всем телом».)

Интересным по своему замыслу и воплощению стал заключительный концерт фестиваля, представивший собой настоящий калейдоскоп разных культур и времен, где Карл Филипп Эмануэль Бах, Сергей Прокофьев, Андрей Эшпай, Жан-Мишель Дамаз запросто соседствовали друг с другом. Дирижеру Ивану Столбову, руководившему оркестром Мариинского театра, приходилось мгновенно переключаться между совершенно разными манерами, однако благодаря великолепным солистам и установившемуся особому духу свободного музицирования, ему достаточно легко удавалось поймать и энергию непрерывного движения, и моменты созерцательного покоя. Концерт и фестиваль завершились сочинением французского композитора Гийома Коннессона «Выход к свету дня» (2014), мастерски сыгранным Жюльеном Бодиманом. Финал, наполненный синкопированными танцевальными ритмами, действительно утверждал торжество жизни, света и настоящего искусства. Хотя подобный оптимизм не часто присущ современной музыке.

На следующий год в Мариинском театре обязательно должно состояться продолжение праздника флейты, инструмента королей и простолюдинов, дворцов и природных просторов, символизирующего божественную красоту и гармонию.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»