Марина Ребека: Карьера сложившегося певца выстраивается через слово «нет» Персона

Марина Ребека: Карьера сложившегося певца выстраивается через слово «нет»

Всемирно известная оперная певица Марина Ребека из Латвии представит 8 апреля в Концертном зале имени Чайковского новую сольную программу «Три королевы», подготовленную специально для VI Международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори». В сопровождении БСО под руководством Михаэля Балке (Германия) она исполнит арии из опер «Мария Стюарт», «Анна Болейн» и «Роберто Деверё» Доницетти. Владимир Дудин побеседовал с дивой накануне ее приезда в российскую столицу.

                                                                                                                                                                        «Норма»

ВД В одном из интервью вы признались, что начали заниматься пением благодаря «Норме» Беллини.

МР Когда мне было десять лет, мой дедушка повел меня в оперу. Тогда я даже еще не знала, что это такое. «Норма» Беллини стала моей любовью с первой ноты. В перерыве между действиями я повернулась к дедушке и сказала: «Я буду это петь!» С этого и начался мой творческий путь. А двадцатью тремя годами позже я действительно дебютировала в этой партии в оперном театре Триеста в Италии, а еще какое-то время спустя – и на сцене Мет.

ВД Как же изменилась ваша жизнь после судьбоносной «Нормы»?

МР Я начала учиться в рижской наполовину частной музыкальной школе Rīdze, изучала сольфеджио, теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу, фортепиано и вокал. Но в тринадцать лет заниматься вокалом серьезно не представлялось возможным. Моим первым педагогом был эстрадный певец, а по фортепиано я занималась у гениальной Вилмы Цируле – профессионала с огромнейшим опытом и знаниями. Оба укрепили мою веру в себя и в мои способности. В семнадцать лет я попыталась поступить в Музыкальную академию, но меня не приняли из-за «недостатка таланта». Тогда я пошла учиться в Рижский музыкальный колледж имени Язепа Мединьша, где вокальный базис мне дала Наталья Суреновна Козлова. После колледжа я отправилась в Италию, с высшими баллами поступила в консерваторию Пармы, затем переехала в Рим – училась одновременно в Консерватории Санта-Чечилия и в Международной Академии искусств.

                                                                                                                                                                                                «Травиата»

ВД Но ваш старт все же связан с Ригой.

МР Риге мое имя было неизвестно до того момента, пока я не начала получать награды на международных конкурсах (имени Ф.Виньяса, Neue Stimmen, Ziino – В.Д.). Мой дебют состоялся в Германии, и мне сложно сказать, насколько проще начинать карьеру оперным певцам из Латвии. Моя европейская карьера сложилась в основном потому, что я уехала из Латвии. Знаю многих певцов, которым даже при хороших вокальных данных не удается закрепиться в других европейских странах. Многое упирается в профессионализм агента. Где и как искать того, кто поможет открыть двери крупных театров, концертных залов? Мое первое в жизни прослушивание проходило в оперном театре Нанта – на тот момент у меня не было агента, и мне сразу дали понять, что без его участия со мной никто работать не будет.

ВД Звезды старшего поколения, с которыми мне доводится общаться, считают, что молодым оперным певцам в наши дни намного сложнее выстраивать карьеру, чем лет тридцать-сорок назад.

МР И я тоже склонна так считать. Причин много: частые переезды, быстрая смена времени, климата, стремительный темп жизни, огромное количество репетиций, невероятные требования режиссеров, камертон выше 440 Гц, огромные сценические площадки, сухие из-за кондиционеров, декорации, которые не всегда помогают голосоведению, агенты, у которых таких, как ты, – сотни. В наше время карьера сложившегося певца выстраивается через слово «нет». И потом нужно учиться предвидеть, в каком направлении будет развиваться голос.

ВД В вашем репертуаре набралось более тридцати партий за тридцать лет карьеры. Как складывался такой обширный репертуар?

МР «Про запас» я ничего не учила – для этого просто не было времени. Конечно, я заранее просматривала, слушала, влюбляясь в образы и музыку. Так было, например, с «Таис» Массне. В 2016 году, когда вдруг за неделю до премьеры организаторы Зальцбургского фестиваля попросили меня спеть с Доминго эту оперу, я смогла поднять эту партию за пять дней. В концертах я исполняла только  «Таис» (в Зальцбурге в 2016 году), «Луизу Миллер» (2018) и «Жанну д’Арк» (2017) в Дортмунде. Все остальные партии я готовила специально для постановок.

                                                                                                 «Анна Болейн»

ВД Ваш репертуар поражает стилевым разнообразием:  Россини, Беллини, Чайковский, Массне, Верди, Моцарт и другие. Это свидетельство ваших широких интересов? Проба возможностей своего голоса в разных стилях? Желание быть универсальной?

МР Желание испытать себя и свой голос, разносторонние интересы. Наверное, это можно сравнить с умением говорить на разных языках. Я говорю на четырех иностранных языках, не считая родных русского и латышского. В каждом языке голос звучит иначе, появляются другие краски, интонации. Также и в разном репертуаре я пытаюсь найти свой подход, свои краски, свои музыкальные и технические решения. И каждый стиль, каждая новая партия обогащает то, что уже есть в моем репертуаре.

ВД Вы много записываетесь. Какую роль играют записи в вашем творчестве?

МР Мне хочется оставить память о том, что у меня получается лучше всего в данный момент времени. Записи делаются по моей инициативе. Для меня также важно открывать широкой публике редкую музыку, например, драматического Россини в операх «Моисей и фараон» и «Армида» или «Весталку» Спонтини.

ВД Вы уже второй раз выступаете в Москве. Что для вас наиболее привлекательно в этом городе?

МР Мне всегда хотелось выступить в России, и главным образом из-за публики – знающей, чувствующей, внимательно слушающей. Я не ощущаю себя в Москве как за границей, скорее, оказываюсь среди единомышленников.

ВД После дебютного концерта в Москве, программа которого была составлена из произведений разных композиторов, в этот раз вы предлагаете программу с ариями из трех «королевских» опер Доницетти. Готовите себя к постановкам в этих операх? Анна Нетребко так и не отважилась спеть всех трех королев, как планировала. А вы рискнете?

Фото: Jānis Deinats

МР Нетребко не отважилась, но в истории остались Беверли Силлз, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас, Лейла Генчер, например. В наши дни самая известная – Сондра Радвановски, исполнившая трех королев Доницетти на сцене Метрополитен-оперы. Я уже спела Марию Стюарт в Риге и Риме, а Анну Болейн – в театре Бордо. У меня будет контракт на исполнение Анны Болейн в сезоне 2020/2021, дебют в опере «Роберто Деверё» в сезоне 2021/2022. Названия театров я пока не имею права разглашать до объявления ими планов.

ВД С какими дирижерами вам было бы не страшно и интересно исполнить все три эти партии?

МР Я уже исполняла оперы Доницетти с Риккардо Мути, Карло Рицци, Зубином Метой, Янником Незе-Сегеном, Антонио Паппано, Михаэлем Балке, Сперанцей Скаппуччи. Так что мне ничего уже не страшно.

ВД Не думаете пополнять свой репертуар русской музыкой?

МР Я заранее не планирую. Если будут предложения – рассмотрю и решу. В моем репертуаре действительно мало русской музыки. Но если помечтать, то в ближайшее время я могла бы исполнить Татьяну, Иоланту, Наташу Ростову, возможно, Франческу да Римини Рахманинова. Чайковский очень плотный по оркестровке и очень драматичен, это здорово, но мне пока рано. А еще я обязательно буду расширять камерный репертуар, в котором – целый мир.