Транссибирский всепланетный События

Транссибирский всепланетный

Вадим Репин уверяет, что скоро его Арт-фестиваль станет и круглогодичным

В Новосибирске концертом знаменитого скрипача Вадима Репина и Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением легендарного французского дирижера Шарля Дютуа завершился VI международный Транссибирский арт-фестиваль.

Виолончелист с потрясающим звуком Александр Князев, тончайший мастер рояля Константин Лифшиц, уникальный коллектив под водительством скрипача, композитора, дирижера Дмитрия Ситковецкого, в чьем спектакле «Черт, солдат и скрипка» на музыку Стравинского выступили супервостребованный кларнетист Игорь Федоров, самобытная пианистка Полина Осетинская и даже, на минуточку, рок-музыкант Андрей Макаревич и телеведущий Владимир Познер… Вот лишь некоторые штрихи программы – которую, кстати, услышали далеко не только в Новосибирске, но и в городах области, и в «соседнем» (800 километров) Красноярске, и действительно соседнем (всего 250 верст) Томске. И даже в совсем далекой Самаре, и в Москве с Петербургом… Транссибирский стал по сути трансконтинентальным артистическим смотром, а некоторые его проекты долетели или еще долетят до Вены, Берлина, Токио, Нью-Йорка, рассредоточившись на весь год до декабря. А там недалеко и до начала следующего, VII фестиваля. Вадим Репин шутит, что праздник с центром в его родном Новосибирске скоро станет всепланетным и круглогодичным…

Один из ключей этого успеха – в том, что руководство области адекватно отнеслось к нуждам своих же музыкантов и слушателей: здесь построили современный высококачественный концертный зал, который получил имя замечательного дирижера Арнольда Каца, посвятившего жизнь здешнему филармоническому оркестру. Откликаясь на зов Репина, главного инициатора и художественного руководителя Транссибирского, в столицу Сибири сразу потянулись лучшие исполнители мира, друзья и партнеры Вадима по основным сценам планеты.

Но пора оставить космический масштаб и рассказать о собственно музыкальных впечатлениях. Хотя и здесь без превосходных степеней мне будет трудно обойтись. В соответствии с исполнительским составом, программу финального вечера сделали русско-французской. Великолепный новосибирский оркестр, один из лучших региональных коллективов страны, органично чувствовал себя в самых разных стилях.

Высоким уровнем органики отличалась уже сама программа. Начиная с музыки Стравинского, которого с родиной Дютуа связывали многие годы жизни и дружба-взаимовлияние с самыми крупными французскими музыкантами. Отдадим дань маэстро – он выбрал далеко не самую исполняемую партитуру композитора – балет «Игра в карты». Доказав, что Стравинский не менее ярок и композиторски виртуозен в репертуарных редкостях, чем в своих шлягерах. Все три «сдачи» (так по-картежному называются части произведения) сверкали ювелирно отделанными соло, взрывной энергией ритма, классической отточенностью формы.

А вот из музыки старшего друга Стравинского, глубоко им чтимого Дебюсси, напротив, отдали предпочтение самой играемой вещи – циклу симфонических эскизов «Море». В чем-то упростив, но скорее усложнив задачу коллектива, вступившего тут в конкуренцию с лучшими исполнителями мира. Испытание было с честью выдержано: сибирские музыканты продемонстрировали владение совсем другим, нежели у Стравинского, оркестровым стилем – здесь востребована не резкость граней, а их затушеванность, не графичность партитуры, а волшебная алхимия тембров –наподобие «рождения» валторнового звука из хора виолончелей в первой части или тонких

эффектов звукописи вроде «искорок» треугольника сквозь пелену деревянных духовых (будто звон ракушек на прибое) во второй… Но также поражает слух и грозный бой виолончельно-контрабасоых «валов», и призывный «птичий» клич трубы, и мощный гимн морю, который «поет» в финале весь оркестр.

Конечно, публика с особыми надеждами ждала выступления главного действующего лица праздника – Вадима Репина. И солист вместе с оркестром их полностью оправдал. Испанскую симфонию Лало также не отнесешь к заигранным в России партитурам. Скажу больше: с консерваторских лет считал ее не более чем мило-пресноватым опусом. Сейчас удивляюсь – как было не расслышать, насколько богато это произведение упругой энергией ритмов, колоритной прорисовкой тем-характеров!

И так – с самого начала, с момента, когда оркестр «затопал» тяжеловесным мотивом виолончелей и контрабасов – ну точно выход танцоров фламенко! С задорно и хитро синкопированного танца второй части. С пародийно-мужланской пляски в третьей части… Это пока речь об оркестре. Партия скрипки вызывающе контрастна этому «топоту»: парит, словно птица, над пляшущей массовкой. Или, как задорная красавица, оказывается в центре хоровода «персонажей» – оркестровых голосов. Звук солирующего инструмента полетен, пассажи вихреобразны – или наоборот, хабанера в третьей части замедленно-знойна, песня в четвертой части по проникновенности сравнится разве что со второй частью Скрипичного концерта Чайковского (говорят, Петр Ильич и сочинил свою мелодию малороссийско-еврейского склада под впечатлением от знакомства с Симфонией Лало, в мавритано-испанской вязи которой тоже ведь не обошлось без ближневосточных корней). И – вершина композиторского и исполнительского мастерства: финал с каким-то удивительным серебристым блеском орнаментики, где есть место и виртуозному кокетству моторной сегидильи, и мелодической страсти томной малагеньи.

Сам Вадим Репин потом, уже за кулисами, признался, что испытал в этот вечер совершенно особый подъем – такое, сказал он, случается раз в пару лет, не чаще. Что ж, действительно не каждый день тебе выпадает закрывать фестиваль в твоем родном городе, с родным оркестром, с дирижером мирового уровня, с музыкой, которая словно сама ложится тебе под пальцы и очевидно заводит всех, от оркестрантов до аудитории.

А на следующее утро довелось наблюдать, как щедро Вадим отдает своим землякам энергию, которую они же помогают ему концентрировать в себе. Имею в виду мастер-класс с юными скрипачами Сибири. Точнее, скрипачками – почему-то все прошедшие отбор в очные занятия с Вадимом оказались девочками. Каждая играет достаточно бойко – но с наивной фразировкой, детским, еще не обретшим настоящую плотность звуком. И поразительный эффект, я до сих пор не думал, что такое возможно: полчаса общения с мастером буквально преображали игру! Особенно впечатлила девочка, вышедшая на сцену последней – 16-летняя Женя Фадеева из Барнаула. Не знаю, на каком инструменте она играла, но вряд ли он может составить серьезную конкуренцию репинскому Страдивари, наполняющему огромной звуковой экспрессией любой зал. Однако и эта скромная скрипка благодаря точным замечаниям Вадима и чуткости девочки начала звучать настоящим «маленьким Страдивари», вызвав овацию аудитории.

А ведь, может быть, эта образовательная программа фестиваля, только малую часть которой мне довелось наблюдать, и составляет его главную ценность? Ну, уж точно одну из главных: ведь она дает полное основание сказать, что Транссибирский работает на будущее нашей музыки.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди