Победное шествие События

Победное шествие

«Погребальная песня» И.Стравинского в Лондоне

В последние месяцы на страницах «Музыкальной жизни» появлялись репортажи о двух российских исполнениях симфонической пьесы Игоря Стравинского «Погребальная песня». Орus 5 был написан начинающим композитором на смерть учителя, Н.А.Римского-Корсакова, утрачен в годы революции и чудесным образом найден в 2015 году в виде комплекта оркестровых голосов в хранилище Санкт-Петербургской консерватории. С осени 2015 года эксперты консерватории под руководством автора этих строк кропотливо восстанавливали партитуру; параллельно велись сложные переговоры с наследниками И.Ф.Стравинского. В итоге после 107-летнего перерыва «Погребальная песня» вернулась к жизни 2 декабря 2016 года в Концертном зале Мариинского театра, открыв Год Стравинского. По согласованию с потомками композитора, пьесу впервые сыграл Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева – на основе нотных материалов, предоставленных Санкт-Петербургской консерваторией. В соответствии с договором, заключенным между Петербургской консерваторией и официальными представителями наследников, реконструированная партитура и оркестровые голоса в компьютерном наборе были переданы в международное издательство «Boosey & Hawkes Music Publisher Ltd». Там к тому времени уже выстроилась очередь из дирижеров и оркестров, спешно менявших давно сверстанные программы сезона в пользу сенсационной новинки.

Еще маэстро Гергиев отметил высокое качество работы консерваторских специалистов – и на пресс-конференции перед концертом 2 декабря, и после концерта, подчеркнув, что «никаких вопросов по тексту не возникло». В ходе предпечатной подготовки редакторы издательства «Boosey & Hawkes» предприняли техническую модернизацию скрупулезно воссозданной исторической партитуры, с целью приблизить ее к реалиям современной исполнительской практики. Например, ряд редких инструментов оригинальной версии (бас-кларнет in A!) был заменен на более удобные разновидности; возникла необходимость в пересмотре отдельных нетиповых, вышедших из употребления форм записи, касающихся старинных ключей или вербальных инструкций. Разумеется, привнесенные изменения не повлияли на звуковысотные и метроритмические характеристики собственно музыкального содержания сочинения. Готовая партитура должна выйти из печати в начале апреля 2017.

8 февраля состоялась московская премьера «Погребальной песни» силами Концертного симфонического оркестра Московской консерватории под управлением Владимира Юровского. Но еще раньше началось шествие возрожденного сочинения по зарубежным концертным залам: 21 января пьесу исполнил Сеульский филармонический оркестр, дирижировал Маркус Штенц (азиатская премьера); 18 февраля он же осуществил голландскую премьеру с оркестром Нидерландского радио в Амстердаме; 16 февраля «Погребальную песню» впервые услышали в Сингапуре в прочтении Шарля Дютуа с Сингапурским симфоническим оркестром. А 19 февраля премьера сочинения прошла в Великобритании.

Неизвестную музыку Стравинского открыл англичанам Эса-Пекка Салонен, главный дирижер и художественный руководитель Philharmonia Orchestra: с этим превосходным коллективом маэстро исполнил «Погребальную песню» в Лондоне со сцены Royal Festival Hall. Знаток и тонкий интерпретатор творчества Стравинского, Салонен мечтал сыграть opus 5 в прошлом сезоне, в рамках цикла «Стравинский: мифы и ритуалы», обратившись через посредников к автору настоящей статьи еще в сентябре 2015 года, вскоре после обнародования находки. В преддверии петербургской премьеры 2016-го он выпустил видео-интервью (опубликовано на сайте Philharmonia Orchestra и на видеохостинге YouTube), в котором признался: «… Я необычайно взволнован! Стравинский – такая существенная часть моей жизни… Это сенсация!» Салонен получил возможность неофициально ознакомиться с реконструированной партитурой в самом конце ноября 2016 года, в тот момент, когда ноты были доставлены в редакцию «Boosey & Hawkes» из Петербурга, благо, головной офис издательства находится в Лондоне, в зоне пешеходной доступности от Royal Festival Hall!

По решению маэстро Салонена, британская премьера «Погребальной песни» состоялась в первой программе цикла «Вдохновения» / «Inspirations», предполагающего участие блистательного французского пианиста Пьера-Лорена Эмара, а также соединение двух композиторских имен в афише каждого из четырех концертов: Бетховен и Р.Штраус, Дебюсси и Булез, Барток и Малер. Первая концертная программа, посвященная Лигети и Равелю, 19 февраля торжественно открылась …Стравинским. Вслед за «Погребальной песней», занявшей место первоначально планировавшегося вокально-симфонического сочинения Лигети «Часы и облака», в первом отделении прозвучал Фортепианный концерт Лигети, все второе отделение заняла полная версия «хореографической симфонии» Равеля «Дафнис и Хлоя» с вокальным участием Philharmonia Voices и Rodolfus Choir. Концертное исполнение музыки балета сопровождалось субтитрами из партитуры, комментировавшими подразумеваемое действие на электронном табло над сценой.

В беседе перед концертом Салонен поделился своими впечатлениями о новом Стравинском: « Когда я узнал о находке, я был ошеломлен. “I was freaked out”, – как сказал бы американец. Это была потрясающая, неожиданная радость. Настоящий дар. До того пьеса слыла легендой. Мы знали, что она когда-то существовала. И все. Никто не имел представления, какой она была. Я не могу описать свои чувства, когда я получил первый экземпляр набранной партитуры в конце ноября. Это было невероятно трогательно».

На вопрос, считает ли маэстро, что эта пьеса является своеобразным мостом, исчезнувшим и возвратившимся звеном между «Фейерверком», «Фантастическим скерцо» с одной стороны и балетами «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна священная» с другой, Салонен ответил так. «Нет, “Погребальная песня” – это не гибрид australopithecus и homo sapiens. Это нечто особенное. Нечто, к чему композитор никогда больше не возвращался. Стравинский словно решил открыть для себя и исследовать весьма существенный гармонический инструментарий. Инструментарий, ведущий к Вагнеру, что почти забавно. Потому что до конца своей жизни он отводил Вагнеру место на свалке. Как бы то ни было, в «Погребальной песне» есть фрагменты, которые напоминают о “Парсифале” и “Тристане”. В то же время, здесь есть элементы октатоники, особенно в аккордах коды, где трезвучие a-moll последовательно чередуется с трезвучиями c-moll, es-moll и fis-moll. Пожалуй, ближе всего к этой пьесе из сочинений самого Стравинского стоит кантата “Звездоликий”».

…Наконец настал час премьеры, и Philharmonia Orchestra расположился на сцене гигантского, до отказа заполненного публикой Royal Festival Hall. Именно здесь в 1965 году прошло одно из позднейших – триумфальных – дирижерских выступлений Игоря Стравинского: легендарный оркестр играл «Жар-птицу» под руководством 83-летнего автора!

Британская премьера-2017 открыла новые грани в загадочной, многослойной партитуре «Погребальной песни». В отличие от глубокого трагизма и драматической экспрессии, доминировавших в исполнительской трактовке Валерия Гергиева, интерпретация Салонена представила траурное приношение ученика учителю прежде всего как прекрасную, рафинированную музыку, отмеченную легкой печатью Sehnsucht и Ausdrucksvoll, против которых позже так яростно восставало антиромантическое сознание Стравинского-неоклассика. Идеальный ансамбль, идеальные звуковые пропорции, отточенность каждой детали текста при естественности и сбалансированности общего движения. Лишь отдельные короткие и сильные вспышки фортиссимо – и ни намека на чрезмерную «выразительность» интонации или форсирование динамики. Притом, что струнная группа в британской версии, не утрачивая бархатной однородности звучания, с количественной точки зрения была максимально приближена к оригиналу, требующему шестьдесят исполнителей, – вплоть до четырех полноценных пультов контрабасов!

Экстренно внедренная в уже сложившуюся программу благодаря счастливому случаю, «Погребальная песня» совсем не выглядела чужеродным телом рядом с Лигети и Равелем, напротив, она очень органично вписалась в художественную концепцию целого. В сложнейшем Концерте для фортепиано и камерного ансамбля Лигети слух то и дело улавливал «стравинизмы» – и в причудливой несимметричности мощно пульсирующих ритмов, и в изощренной фактурной графике «стиля инструментальных соло», не говоря о звонно-ударном образе рояля, прямо наследующем традициям «Свадебки». При близком соседстве с премьерным сочинением Стравинского свежими красками заиграла и партитура Равеля: в безбрежном импрессионистическом океане «Дафниса и Хлои» нисходящая квинта лейтмотива любви то и дело проплывала, словно призрак валторновой темы «Погребальной песни». А в финальной Вакханалии балета явными отзвуками батальных труб «Царевича Календра» подал знак о себе и Н.А.Римский-Корсаков…

«Это было ослепительное, вселяющее силу музыкальное представление, которое трудно забыть», – откликнулась газета «The Times» на первый концерт серии «Inspirations». Программа записывалась BBC Radio 3 и была доступна для прослушивания на вебсайте компании в течение месяца.

24 февраля Эса-Пекка Салонен с Philharmonia Orchestra исполнил «Погребальную песню» в Мадриде, 18 мая лондонским музыкантам предстоит впервые сыграть ее в Токио. Впереди еще целая вереница премьер пьесы Стравинского по всему миру, включая США (Чикагский симфонический, Шарль Дютуа), Германию (Берлинский филармонический, Сэр Саймон Рэттл), Швейцарию (Оркестр Люцернского фестиваля, Рикардо Шайи) и многие другие страны: всего на ближайшие месяцы заявлено более 50 концертов.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»