Черешневый джаз, или Мост к Эллингтону События

Черешневый джаз, или Мост к Эллингтону

В зале «Зарядье» состоялся концерт российских и американских джазовых звезд, посвященный 120-летию со дня рождения Дюка Эллингтона.

Шоу стало частью Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», который когда-то начинался как камерный музыкальный фестиваль, а теперь вырос в большое мультижанровое событие. Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр при участии трехкратной обладательницы премии «Грэмми» – певицы Ди Ди Бриджуотер подготовили специальную, хотя и ожидаемую программу. Многие мелодии из репертуара Эллингтона знают не только джазмены – рядовые слушатели их иногда напевают, не догадываясь об их происхождении. «Герцог джаза» Эллингтон выделяется среди всемирного пейзажа легкой музыки. Сам он не считал, что играет джаз, он делал большую, серьезную музыку, обращался к Богу в эпохальных духовных концертах и при этом добился оригинального и драйвового звучания своего биг-бэнда – большого оркестра блестящих виртуозов, которое никто не может воспроизвести. У творчества Дюка был свой голос, которым восхищаются любители и которому стараются наследовать музыканты.

Знаменитый джазмен, автор аранжировок оркестра Бутмана Николай Левиновский («Аллегро») вышел вместе с Олегом Аккуратовым (фортепиано, вокал). Сам Левиновский сел рядом с музыкантами и дирижировал – то прямо из оркестра, то вставая перед ним, все делал очень сдержанно, его движения были точными и даже, пожалуй, скупыми.

Энергичная Ди Ди Бриджуотер появилась на знаменитой композиции «Take the “A” Train», обнялась с Бутманом, помахала рукой Левиновскому. Звезда в огромных очках и блестящем костюме, похожая на Ихтиандра из знаменитого фильма, создавала джазовый театр одним поворотом головы. Певица имеет и театральную премию «Тони» – она актриса и продюсер, что, конечно, пригождается во время гастролей. Джазовых вокалисток, которые приезжают к нам, принято с кем-то сравнивать. Чаще всего, естественно, звучат имена примадонн стиля Билли Холидей и Эллы Фитцджеральд. Ди Ди Бриджуотер сравнивать с кем-то бессмысленно, она из тех редких наших современниц, которые в этом не нуждаются. Она блестящая исполнительница, у нее большая эрудиция и опыт, она работала с Шарлем Азнавуром и Стенли Кларком, посвящала альбом немецкому композитору Курту Вайлю и американскому джазмену Хорасу Сильверу. У Бриджуотер есть и альбомы-посвящения гранд-вокалисткам джаза. В 2010 году был издан диск «Eleanora Fagan (1915-1959): To Billie with Love from Dee Dee Bridgewater», посвященный Билли Холидей, а к Элле Фитцджеральд обращен релиз «Dear Ella». Ди Ди за карьеру неоднократно создавала проекты, объединяющие направления и стили, создавала мост между эстетиками разных континентов. Теперь она построила для нас мост к Эллингтону.

С первых звуков было ощущение, что вокалистка живьем превосходит саму себя – в записи. И дело не только в мастерстве, харизме или артистическом таланте, но и в том, что живое исполнение джаза, импровизация с массой нюансов, игр интуиции и взаимодействий артистов – среда кипящая, непредсказуемая и дающая особые впечатления. Это чудо реального контакта, удовлетворение потребности в импровизации, взаимопонимании и взаимодействии, которые живут в каждом человеке.

Это был вечер безупречной джазовой культуры, на сцене словно сложился ромб энергий, равновесия, джазовой силы – Левиновский / Бриджуотер / Бутман /Аккуратов. И начался свинг! Играли соло звезды оркестра – Александр Довгополый (саксофон), Эдуард Зизак (барабаны), Евгений Побожий (гитара), Сергей Корчагин (контрабас). Запомнилась вещь «Come Sunday», которую когда-то пела великая исполнительница спиричуэлс Махалия Джексон с оркестром Эллингтона. Затем пришло время джазовых стандартов, известных десятилетиями. С «разговора» – импровизации вокала и саксофона – внезапно начался хит «It Don’t Mean A Thing (If It Ain’t Got That Swing)». Затем Бриджуотер пообещала «soft» и спела «In A Sentimental Mood». Важнейший для стиля номер «Caravan» был аранжирован с неожиданным соло сопрано-сакса Бутмана.

В завершение концерта, на бис, «инопланетная» Ди Ди исполнила «Perdido» Хуана Тизола. Аккуратов импровизировал на фортепиано под ее горячее одобрение. И тут уже зал накрыл девятый вал эмоций и оваций, а вокалисты могли бы импровизировать, кажется, бесконечно.

Оркестр был скорее нежен, чем резок, даже взрывы звука получались аккуратными – зал был очень качественно озвучен, несмотря на сложную архитектуру. Концерт, да и творчество Ди Ди, соединяют культуру разных континентов, что совпадает с тем, что желал Эллингтон, когда создавал свои сюиты и духовные концерты и, расходясь с трендами нынешней цивилизации, говорит о вечных ценностях.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады