Звуковые волны Венеции События

Звуковые волны Венеции

В мае в Венеции открылась 58-я художественная биеннале – крупнейшее мировое событие в области современного искусства. Причем искусством изобразительным художники и кураторы не ограничиваются: уже который год роль музыки и видео здесь ничуть не меньше, а то и больше, чем живописи и иных классических визуальных форм творчества. Вот и на этот раз композиторы стали полноправными участниками национальных проектов, а главный приз – «Золотого льва» – взяла Литва за оперу-перформанс «Sun & Sea (Marina)».

Действие оперы «Sun & Sea» разворачивается на пляже (пол здания в Арсенале засыпали песком). Зрители наблюдают за происходящим сверху, с балконов павильона, а артисты поют, лежа на полотенцах. У каждого персонажа перформанса – своя история и свои проблемы, но в итоге все это становится метафорой глобальных экологических проблем.

С творчеством авторов перформанса – композитора Лины Лапелите и сценографа Ругиле Барзджюкайте – российские зрители знакомы по опере «Хорошего дня!», которая демонстрировалась в рамках фестиваля «Золотая Маска». Музыкальная составляющая там была интереснее: поскольку события происходили в супермаркете, в качестве лейттембра использовался писк сканеров штрихкодов на товарах, а название произведения оказывалось лейтфразой – стандартным приветствием кассирш, потускневшим из-за безразличия и усталости.

В «Sun & Sea» ничего такого нет: большинство номеров – простейшие речитативы под примитивное (хотя и не пошлое) синтезаторное сопровождение, подчас одноголосное. Причем, «второго дна» за этой лапидарностью не видно. Разве что стоит отметить выразительный контраст между разлитой в музыке пляжной негой и драматичным содержанием текстов. И все же вряд ли на специализированном музыкальном или театральном фестивале эта работа прозвучала бы столь же ярко, как на смотре современного искусства, где сработал эффект новизны жанра. Показательная деталь: вместо традиционного каталога-альбома, как у остальных павильонов, Литва выпустила виниловую пластинку с записью оперы, тем самым подчеркнув: музыка здесь на первом месте.

Но ключевая роль аудиосоставляющей в структуре целого наблюдалась не только у прибалтов. Так, японский проект «Cosmo-Eggs» предложил удивительный синтез музыки, видеоарта и технологий, футуристичного воплощения и традиционного мироощущения. В центре квадратного павильона под потолком куратор Хироюки Хаттори разместил четыре флейты. Они встроены в роботоподобные конструкции, запрограммированные на определенный порядок зажатия клапанов инструментов, от которых идут трубочки к надувному дивану в центре павильона. Когда на него садятся посетители, воздух, соответственно, поступает к флейтам и заставляет их звучать. Получается музыка, напоминающая птичье пение (композитор – Таро Ясуно), и здесь можно усмотреть парадоксальное соединение трех начал: человеческого, искусственного и природного.

При этом с четырех сторон зрителя окружают большие экраны, на которые проецируется видеоарт: черно-белые съемки огромных прибрежных камней, вынесенных цунами из глубины моря и превращенных в объекты для туристов и места гнездования птиц. Сзади каждого экрана также располагается по одной флейте, благодаря чему помимо направленного звучания четырех «потолочных» инструментов, видимых зрителю на диване, звук исходит и будто бы из глубины самого изображения.

Довольно простой по описанию проект демонстрирует тем не менее очень емкую концепцию, вбирающую множество смыслов: здесь и японская медитативность (созерцание неподвижных камней под звуки флейт), и слияние с природой, и в то же время гимн роботам, прогрессу – сами эти конструкции вокруг инструментов выглядят как произведения искусства и впечатляют зрителя. Ставит немало вопросов перед исследователем и музыкальная идея как таковая. Что это – алеаторика, воплощенное в звуках «дыхание момента» или же, напротив, строго запрограммированная, искусственная аудиоткань? Можно ли вообще говорить здесь о музыке? Может, правильнее называть работу Таро Ясуно саунд-дизайном? Напечатанная в каталоге партитура позволяет проследить последовательность аккордов и обнаружить закономерности чередования зажатых и не зажатых клапанов, но не дает ответа на вышеперечисленные вопросы – скорее не музыковедческого, а философского плана.

И тем не менее для целого это даже хорошо: как и в любом серьезном синтетическом произведении, здесь есть магия единства всех компонентов. Звук, видеоряд, визуальный образ конструкций с флейтами, расположение объектов в пространстве – все работает на концепцию, которая, подобно буддистским мудростям, кажется понятной, комфортной для восприятия, но на самом деле таит в себе много смысловых пластов.

Куда менее стройным, однако столь же интересным с музыкальной стороны выглядит проект Австралии: 25-минутное трехканальное (то есть демонстрируемое на трех экранах) видео Анджелики Месити «Assembly». Один из главных «персонажей» этого безмолвного, но полного музыки перформанса – стенографическая машинка Michela, изобретенная в XIX веке в Италии и с тех пор используемая в Сенате этой страны. Michela интересна своим видом и принципом работы: это нечто вроде фортепиано с клавиатурой в одну октаву. Нажимая на клавиши, стенографист перебирает слова (вроде современного T9 в телефонах).

В видео Месити на этой машинке в зале Сената печатают поэму австралийского поэта Дэвида Малуфа. Тем временем в других комнатах музыканты играют соло на различных инструментах, и их партии связаны с этими стихами. Параллельное действие отлично соответствует музыкальной и визуальной полифонии, образуемой многоканальностью видеоряда. Далее в видео появятся барабанщики, заполняющие пространство коридоров (видимо, намек на музыкальные традиции австралийских аборигенов), а в финале дети будут запускать в ночное небо светящиеся вертолетики – разумеется, под музыку.

Ритуальность и одновременно эксцентричность происходящего в кадре, задействование особого пространства (зал и подсобные помещения Сената), отсутствие диалогов и музыка вместо них – качества, явно позаимствованные Месити у другого современного художника – Мэтью Барни. Его цикл «Cremaster» и шестичасовой фильм «River of Fundament», объединившие перформанс, видеоарт, скульптуру и оперу, стали новым взглядом на синтез искусства. И «Assembly» Месити подтверждает, что в этом направлении еще есть куда двигаться. К излюбленным компонентам Барни она добавила специфическую форму подачи видео: экраны окружают зрителей с трех сторон, создавая иллюзию того, что мы находимся внутри кинематографического пространства.

Эксперименты с многоканальностью – как видео, так и звука – тенденция, объединившая целый ряд национальных павильонов. Надо заметить, одновременное использование двух и более экранов – вообще один из главных трендов современного видеоарта. А уж квадрофоническое или шестиканальное аудио – давно уже атрибут не только кинотеатров и иных специализированных мест, но обычных домашних Hi-Fi систем. Однако в данном случае речь идет не просто о механическом разведении музыки или саундтрека по разным каналам, но о создании звуковой драматургии с помощью оригинального размещения динамиков. Яркий пример – павильон Германии. Зайдя в него, зритель попадает будто в строительные леса, а с вершин металлических конструкций на него «смотрят» множество разнонаправленных колонок. Звук из них опять-таки, как и у Японии, имитирует птичье пение, но здесь, перемещаясь по пространству, мы можем влиять на то, что слышим.

Тот же принцип, однако более концептуально примененный, – в основе саунд-инсталляции индийской художницы Шилпы Гупты «For, in your tongue, I cannot fit». С потолка свисают множество микрофонов, которые на самом деле – динамики. Под каждым «микрофоном» – металлический штырь с наколотым на него листком бумаги. Это текст какого-либо поэта – от VII века до наших дней, – подвергавшегося репрессиям за свое творчество или политические взгляды.

Написанные на языке оригинала, строки звучат и из динамика, окружая посетителя со всех сторон. Впрочем, по замыслу создателей, он может найти в этой «полифонии» родной голос и, воспользовавшись листком с текстом, присоединиться к чтению. В идеале гости биеннале образуют еще один, параллельный звуковой пласт. Получается выразительная метафора с амбивалентным смыслом: с одной стороны, «всемирный хор», с другой – Вавилонская башня; с одной стороны – чистое искусство, то есть чтение стихов, с другой – митинг против несправедливости в отношении их авторов. В конце концов, и сами объекты инсталляции тоже двусмысленны. Микрофон, оказывающийся динамиком, а затем имитирующий для зрителя-чтеца снова микрофон; штырь с наколотым листом – вроде и замена пюпитра или кафедры, но вместе с тем – намек на копье или меч, пронзающие поэта.

Разумеется, помимо таких преимущественно звуковых проектов на биеннале много более традиционных, ориентированных в первую очередь на визуальный образ, но включающих творческую музыкальную составляющую. Например, в российском павильоне, который по приглашению комиссара Семена Михайловского в этом году курировал Эрмитаж, Александр Сокуров выстроил экспозицию, корреспондирующую с образами «Возвращения блудного сына» Рембрандта. А музыкальный ряд включал саундтреки Андрея Сигле из фильмов Сокурова и игру Российского рогового оркестра (его же режиссер задействовал при записи музыки к кинокартине «Фауст»). Таким образом, инсталляция оказалась вписана в контекст не только классического мирового искусства, но и творчества самого Сокурова.

Ярко выступил и другой наш соотечественник – Кузьма Бодров. Правда, фильм с его музыкой демонстрировался не в рамках программы биеннале, а в независимом проекте Пушкинского музея, приуроченном к ее старту. В церкви San Fantin, что в двух шагах от моста Риальто и собора Святого Марка, ГМИИ решил устроить «арт-мессу». Несколько современных художников создали видеоарт, так или иначе вдохновленный творчеством Тинторетто – его 500-летие сейчас с размахом отмечается по всей Европе.

Бодров сочинил музыку для видео Дмитрия Крымова. В нем «Тайная вечеря» Тинторетто оборачивается театральной декорацией: рабочие в оранжевых жилетах бесцеремонно вторгаются в пространство картины и буквально растаскивают ее на части. Оказывается, почти все персонажи – двухмерные рисунки на фанере. И только Иисус – реальный человек.

Как это отразить в звуковом ряде? Композитор нашел точное решение: сделал стилизацию под Царлино и итальянский маньеризм конца XVI века, тем самым тоже пойдя вслед за Тинторетто, творчество которого считается переходным между Ренессансом и Барокко.

Встречались на биеннале и странные, обескураживающие наивностью выставки, претендующие на музыкальное высказывание. Сингапур сделал ставку на видео «Music For Everyone»: в нем детишки бродят по конгресс-центру и играют на флейтах, то по отдельности, то вместе. В соседнем с кинозалом помещении демонстрируются скульптуры из флейт и поделки из нотной бумаги – и то, и другое кажется слишком бесхитростным, но потому и запоминается. Бразилия же и вовсе решила ограничиться танцевальным клипом. По идее кураторов, участие в видео танцовщиков разных рас должно напоминать о том, что все национальные разногласия стихают во время карнавала. Но всерьез воспринимать этот месседж, а главное – его форму, – сложно.

В конечном счете, Венецианская биеннале – это не пространство для удовольствия, приятного созерцания или же слушания. Скорее это площадка для эксперимента. И многообразие форм использования звука в национальных павильонах как раз свидетельствует об этом стремлении к поиску новых средств художественного высказывания, новых «языков» общения со зрителем. Ну а в том, что музыка стала сегодня важнейшей составляющей среды contemporary art, сомневаться не приходится.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди