Подмосковные вечера События

Подмосковные вечера

В Истре проходит музыкальный open air «Лето. Музыка. Музей»

Летний фестиваль классической музыки в Истре возник год назад по инициативе художественного руководителя Московской областной филармонии Максима Дунаевского. Музей «Новый Иерусалим», расположившийся рядом с Ново-Иерусалимским монастырем – жемчужиной Подмосковья, выступил в качестве соорганизатора и предоставил внушительных размеров территорию, идеально подходящую для концертов на открытом воздухе. Фестиваль прошел на высоком художественном уровне, но все же, как признался Дунаевский на пресс-конференции в ТАСС накануне открытия нынешнего фестиваля скорее был «пилотным». В этот раз творческие идеи диктовал главный приглашенный дирижер Госоркестра имени Е.Ф.Светланова Василий Петренко – его богатый опыт в проведении концертов подобного формата за рубежом оказался очень кстати. Программу фестиваля «Лето. Музыка. Музей» Петренко составлял, опираясь на прочные связи, исполнительский класс музыкантов и хороший вкус. Пианист Кирилл Герштейн, скрипачка Алина Ибрагимова, скрипач Илья Грингольц, три выдающихся дирижера – сам Василий Петренко, Владимир Юровский и Андрей Борейко – рядом эти имена можно встретить разве что на европейских фестивалях. Если Петренко удастся развить свои идеи и подкрепить начатое в следующем году, то, вероятно, Истра имеет шансы попасть в число тех событий, которые рекомендуется посетить при любых погодных условиях. Коллективом-резидентом всех дней фестиваля выступает Госоркестр имени Е.Ф.Светланова. После традиционных Летних просветительских концертов в филармонии ГАСО героически принял open air-челлендж.

Василий Петренко: Одно из главных преимуществ классической музыки  – ​ее разнообразие

30 июня, в день открытия, с самого утра шел дождь, и казалось, он не собирался заканчиваться. Глядя на свинцовые тучи, обложившие небо над Ново-Иерусалимским монастырем, становилось ясно, что зрителям предстоит пройти проверку на стойкость. Однако перед выходом ГАСО на возведенную сцену погода сжалилась над любителями классической музыки – выглянуло солнце. Эту радостную новость не могли не отметить организаторы фестиваля, которые выступили с приветственным словом перед тысячной аудиторией (для тех, кто не смог добраться до концерта, была организована онлайн-трансляция ВКонтакте). В первый день open air за дирижерский пульт встал Василий Петренко – главный приглашенный дирижер светлановского оркестра, с которым не так давно провел финальный тур у пианистов на Конкурсе Чайковского.

Открыла фестиваль в Истре «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова. С ГАСО солировал Кирилл Герштейн – опытный пианист, живущий в США, а с недавних пор ставший профессором в берлинской Высшей Школе музыки имени Ханса Эйслера. Выступление прошло не совсем гладко. Поначалу сильно мешала подзвучка оркестра: странное шипение, исходящее то ли от колонок, то ли от микрофонов, стало практически новым контрапунктом партитуры. Затем оказалось, что баланс между солистом и музыкантами выстроен странным образом – можно было подумать, что Рахманинов написал свою Рапсодию для фортепиано соло. Впрочем, лирические вариации (и особенно ре-бемоль-мажорный гимн) были исполнены упоительно-чувственно, мелодии широко разливались под слабый, но отчетливо слышимый перезвон колоколов невдалеке (которого наверняка так не хватало Рахманинову, когда он писал этот цикл на своей вилле в Швейцарии). А на традиционный бис Герштейн словно решил напомнить о геолокации фестиваля и представил джазовую обработку песни «Подмосковные вечера», предсказуемо собрав шквал аплодисментов.

После небольшого антракта прозвучало сочинение, которое идеально вписывалось в формат open air – Пятая симфония Малера. Пасторальные мотивы, темы лендлера в третьей части, да и, собственно, австро-немецкие интонации малеровского опуса на какое-то время заставили поверить, что все это происходит не в сорока километрах от Москвы, а, например, в парке у дворца Шёнбрунн. Знаменитое Адажиетто, начавшееся уже в сумерках дня, доставило публике настоящее эстетическое удовольствие. И только к финальному апофеозу погода, до того словно принявшая просьбы организаторов, все же не выдержала. Первые капли дождя возникли одновременно с первыми звуками духовых инструментов, и дождь, разгоняясь под новые проведения фуги, с силой обрушился на зрителей. Стоит ли говорить о том, что потом всем стало явно не до Малера – шуршания дождевиков перемежались с раскрытием зонтиков, которые образовали разноцветную мозаику. Музыканты продолжали невозмутимо играть, явно радуясь, что у них есть крыша над головой, а на широких экранах было видно, как дирижер нервно поглядывает в стороны, словно оценивая новые условия концерта. Но, как справедливо заметил Максим Дунаевский, «русский зритель привычен ко всему» – массового побега на второй половине финала не случилось. И это наглядно свидетельствовало о том, что уважение и благодарность к исполнителям, любовь к классической музыке выше каких-либо природных катаклизмов.

Юровский. Вне клише

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди