Музыкальная дюжина Вятского События

Музыкальная дюжина Вятского

Зачем молодые музыканты едут в ярославскую глубинку…

«Ох, уж эти мне конкурсы!» – ​скажет, и, разумеется, каждый со своей интонацией, практически любой музыкант. С ними так же трудно, как и без них.

Однако конкурс конкурсу – рознь. И не так много среди них таких, что проводятся сразу по нескольким специальностям. Те же, что проходят, кратко говоря, в формате «четыре на три», то есть четыре специальности (фортепиано, скрипка, академический вокал, духовые инструменты) в трех возрастных группах (7–14 лет, 15–18 лет, 19–33 года), – и вовсе редкость.

А если он проходит не в большом городе – как чаще всего бывает в России, не в тихих, живущих главным образом за счет заезжих гостей городках – как это нередко принято в Европе, а в селе, едва насчитывающем тысячу человек населения, то с полным основанием его можно назвать уникальным.

Речь идет о конкурсе молодых музыкантов (о нем уже писал наш журнал), с позапрошлого года проводящемся в селе Вятское (30 км от Ярославля) на базе одноименного историко-культурного комплекса. Точнее – в сельском поселении, ставшем первым в Ассоциации самых красивых деревень России и уже имеющем солидную инфраструктуру, рассчитанную на прием большого количества гостей: дюжину уникальных музеев, гостиницы на полторы сотни мест и т. д. На территории села заканчивается сооружение летнего (закрытого) концертного зала.

Конкурс начинался как рассчитанное главным образом на Ярославль и окрестные регионы состязание молодых (до 25 лет) музыкантов: одна из первых лауреатов конкурса в Вятском, 9-летняя саксофонистка Мария Головченко уже с успехом выступает на европейских сценах.

В нынешнем году возрастной потолок поднят до 33 лет, конкурсу обеспечена существенная финансовая поддержка (Фонд Президентских грантов, Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» и др.). Кроме того, качественно улучшился состав жюри: в него входят очень известные в России и за рубежом музыканты, являющиеся не только исполнителями, но и востребованными педагогами, а также арт-директора престижных музыкальных фестивалей. Конкурс обеспечивается инструментами одного из ведущих европейских производителей фортепиано Feurich.

Впервые победителям конкурса вручаются денежные премии. Одну из них – за лучшее исполнение произведений В. А. Моцарта – присуждает недавно образованное в Ярославле Моцартовское общество.

Существенной новацией стала двойная оценка выступления конкурсанта – за технику и за артистизм: не секрет, что на музыкальных конкурсах всех специальностей и уровней становится всё больше исполнителей безупречных технически, но при этом абсолютно безликих и невыразительных эмоционально.

В апреле прошли выступления конкурсантов в номинации «Духовые инструменты». Победителями в младшей возрастной группе стали Алексей Панфилов из Ярославля и Стефания Лопухина из Чебоксар, в средней – Даяна Теребова из Ярославля и Ильяс Исламов из Москвы, в старшей – Степан Бачевич из Москвы и Жексембай Досхан из Казахстана.

Но сердцевиной конкурса в Вятском является, без сомнения, состязание вокалистов (на второй, очный тур прошли 53 участника из 6 стран), которое с нынешнего же года носит имя замечательного русского певца, современника и конкурента Шаляпина, солиста Императорских театров Владимира Ивановича Касторского (1870–1948). Дело не только в том, что президентом конкурса является оперная дива Любовь Казарновская. Ведь пение (особенно в провинции) нередко является самым популярным видом исполнительского искусства.

Кроме того, «многовозрастной» формат конкурса дает возможность оценить в целом состояние подготовки вокальных кадров – особенно в провинции. Забегая вперед, скажем, что, по крайней мере, Ярославль – родина Леонида Собинова – традиции подготовки незаурядных певцов бережно хранит: заметная часть лауреатов происходит именно из «русской Флоренции» (так в последнее время иногда называют Ярославль).

Оценивать выступления детей – задача во многом самая простая и благодарная. Ведь они еще не научились притворяться, врать, кривить душой, делать что-то «вполовину». Известные слова Верди о том, что в искусстве надо прежде всего быть искренним, – это прямо о них. При этом программы у них совсем не детские – например, старинные арии Скарлатти, Джордани, Кальдары.

Один из победителей детской номинации уже хорошо известен – это финалист телеконкурса «Голос. Дети» 10-летний Валерий Кузаков из Якутска. Однако едва ли не большее впечатление на зрителей и членов жюри произвел 11-летний москвич, учащийся Детской музыкальной школы имени Й. Гайдна Илья Понти. Этот парень, без преувеличения, звучит и поет каждой клеточкой своего тела, и от каждой ноты – это очевидно всем! – он, не совсем формально говоря, ловит кайф.

Вопрос в другом: как долго сохранятся у него эти ощущения, и не сменятся ли они тем, что когда-то было метко названо «бескрылым профессионализмом»? Вдобавок тайны мутации детского голоса непредсказуемы и непостижимы до сих пор.

«В любом случае, я бы посоветовал ему ни в коем случае не перенапрягать в ближайшие годы голосовой аппарат – весьма печальный пример Робертино Лоретти известен всем», – сказал Илье член жюри, оперный певец, режиссер и организатор фестивалей Энрико Стинкелли.

За лучших тех, кто выступал в средневозрастной группе, в этом плане можно не беспокоиться: несмотря на весьма юный возраст, певческий голос у них просматривается, точнее, прослушивается, весьма отчетливо.

Как, например, у лауреата второй премии 16-летней Любови Богатырёвой из Ярославля, отлично справившейся со вставной арией Сюзанны из «Свадьбы Фигаро». Но подлинным феноменом должно признать 18-летнего ярославца же Александра Ершова – известная певческая фамилия тут вполне символична. Юный певец, блестяще исполнивший каватину Родольфо из «Сомнамбулы», имеет вполне сформировавшийся бас cantante очень красивого тембра.

Возрастные границы выглядят тут, впрочем, достаточно условно. В старшей группе выделялись те, кто еще совсем недавно пел бы в более младшей возрастной категории, и те, кто предстали уже вполне сформировавшимися оперными артистами. Из первых – 19-летняя тулячка София Дубровинская со светлым, подвижным и легким лирико-колоратурным сопрано; 20-летний армянский тенор (правда, его педагоги почему-то до сих пор уверены, что он – баритон) Навасард Акопян и запомнившаяся всем без исключения слушателям 19-летняя выпускница Ярославского музыкального училища имени Л. В. Собинова Алена Эйнзельд-Корсакова.

Александр Ершов

Запомнившаяся потому, что давно – поручусь! – северные веси не слышали лирического сопрано с тембром столь же южным, знойным, итальянским, называйте, как хотите. Тембром, подкрепленным очевидной музыкальностью. Будет как минимум очень жаль, если какие-нибудь бестрепетные консерваторские вивисекторы от вокала наждачной бумагой своей «педагогики» сотрут этот тембр, превратив его в типовой, весьма усредненный и ничем не выделяющийся из общего ряда вокальный «продукт».

Эйнзельд-Корсакова была удостоена третьей премии. А первые получили виртуоз россиниевского вокала тенор Ярослав Абаимов из «Новой Оперы» и солистка Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Наталья Зимина. Зимина в финале с поразительной пластичностью исполнила арию Секста из моцартовского «Милосердия Тита» и тут же – арию Эболи из вердиевского «Дон Карлоса». Ей,  по мнению многих экспертов, напоминающей по совокупности вокальных и сценических достоинств молодую Елену Образцову, было даже чуть тесновато в рамках конкурса.

«Признаюсь, я ехал сюда с изрядной долей недоверия и скепти­цизма, – сказал мне член жюри, импресарио, представитель старейшего венского музыкального агентства Opera Vladarski Вальтер Владарски. – Теперь же могу со всей ответственностью сказать, что уровень вокального конкурса вполне соответствует европейскому уровню аналогичных музыкальных состязаний».

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale