Утверждая традицию События

Утверждая традицию

В Москве прошел X фестиваль Мстислава Ростроповича

Уже десять лет у нас не возникает сомнений: фестиваль Ростроповича не может иметь никаких приставок «памяти» или «имени». В каждом концерте – ​Ростропович, в каждом музыканте на сцене – ​Ростропович, в каждом звуке – ​Ростропович.

За десятилетие, что существует фестиваль, Москву посетили европейские оркестры и музыканты, чье искусство и самобытность признаны сегодня во всем мире. К примеру, лишь малая часть списка: Лондонский филармонический оркестр, English Chamber Orchestra, Оркестр де Пари, Филармонический оркестр Радио Франции, дирижеры Зубин Мета и Марис Янсонс, солисты Рамон Варгас, Гидон Кремер, Максим Венгеров.

И кто, как не Ростропович, должен быть фигурой, объединяющей Россию и весь мир? С его судьбой, сложность и трагичность которой укрепляла международный авторитет нашей страны, с его харизмой и чувством юмора – источниками притяжения лучших из лучших к его личности. А такая связь нам необходима, потому что все мы чувствуем дефицит настоящего и великого в перенасыщенной часто не тем, чем надо российской афише.

Интересно, что за десять лет фестиваль не стремится к тотальному «захвату территорий», не нуждается в дополнениях в виде разного рода перформансов, не требуется ему и особая PR‑кампания. В прессе прошлого года точно подметили: «Фестиваль Мстислава Ростроповича – единственный, который удерживает и традиционную, не размытую форму, и примечательный список участников, и повальный интерес публики».

Программа юбилейного года состояла из шести концертов. В Москву приехал один из самых долгожданных гостей – великий Юрий Темирканов. Два вечера в Большом зале консерватории дал знаменитый европейский дирижер Антонио Паппано вместе с Оркестром Национальной академии Санта-Чечилия (Италия). Кроме того, любопытные концерты представили еще два коллектива: Симфонический оркестр Мадрида (Испания) и Оркестр «Йокогама симфониетта» (Япония).

Самый первый фестиваль Ростроповича открывал Юрий Темирканов – в этом году он же продирижировал первым юбилейным вечером. «Ростропович – явление неординарное, – рассказывает Юрий Хатуевич, – это был человек калибра эпохи Возрождения. Мне повезло провести с ним много времени, и каждая встреча была жизненным уроком. После встречи с ним еще какое-то время я мог, оглядываясь на него, принимать решения в своей жизни».

Много говорил о своем друге и Мсти­слав Леопольдович: «Когда меня спрашивают о Темирканове, я начинаю улыбаться! Потому что мы настоящие, хорошие, большие друзья. Я его очень ценю как дирижера. Он серьезный музыкант, он занимается музыкой по-настоящему».

Их воспоминания друг о друге – один из ключей к пониманию того, что происходило на открытии X фестиваля. «Эффект» от концерта всегда складывается как пазл: из музыкальных впечатлений, из обширного контекста. И пиетет одного музыканта к другому сыграл в тот вечер далеко не последнюю роль.

Мастерство и сила искусства Темирканова уже давно находятся над любыми обсуждениями его интерпретаций. Бессмысленно пытаться вербально говорить о том, как он сыграл Девятую симфонию Дворжака – музыку, в которой есть «всё», и это «всё» дирижером разложено по полочкам, подано внятно и доказательно, при этом с колоссальной отдачей и энергетикой.

В концертной программе маэстро принял участие известный итальянский виолончелист Энрико Диндо. О нем тоже сохранились слова Ростроповича: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Кстати, долгое время Мстислав Леопольдович был почетным президентом оркестра «I Solisti di Pavia», которым теперь руководит Энрико Диндо.

Вместе с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и Юрием Темиркановым виолончелист исполнил сольную партию в Концерте Шумана. Стоит вспомнить фразу композитора: «Я не могу писать концерты для виртуозов». В скрипичном, виолончельном и даже фортепианном концертах техника – не самоцель, что для кого-то является преградой, ведь нужно находить совсем другие пути высказывания. Энрико Диндо их находит, в каждом своем звуке – он не только большой профессионал, но и глубокий, думающий музыкант.

В начале следующего сезона Диндо вновь приедет в Москву, в ноябре вместе со скрипачом Сергеем Крыловым в «Филармонии‑2» сыграет двойной концерт Брамса – это событие, безусловно, нельзя пропустить.

Летисия Морено

На фестивале также выступил один из старейших европейских коллективов – резидент Teatro Real Симфонический оркестр Мадрида; его дирижер Густаво Химено и солистка Летисия Морено посетили Москву впервые. Уровень их музицирования сложно назвать выдающимся, но он вполне достойный. Наверное, музыканты сами это понимают и для успеха фестивального концерта сделали ставку на программу, в которой два «гиганта» («Жар-птица» Стравинского и «Альборада» Равеля) соседствовали с редко исполняемой, но изумительной музыкой: Летисия Морено чувственно проиллюстрировала Концерт № 1 для скрипки с оркестром Кароля Шимановского, а оркестр симпатично исполнил сюиту Мануэля де Фальи «Любовь-волшебница».

Опорной точкой фестиваля стали концерты под управлением маэстро Антонио Паппано – дирижер, чье имя находится на вершине олимпа для всего международного музыкального сообщества. Сейчас он возглавляет Ковент-Гарден и Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия, с которым и приехал в Москву.

Паппано работает с этим оркестром около 15 лет – небольшой срок, и работает, скорее всего, локально. Во всяком случае, сам по себе оркестр особой ценности не представляет, хотя звучит вполне ровно и сыгранно. Все же не оркестровое звучание притягивает здесь наш интерес, а интерпретации Паппано: он даже с оркестром средней руки способен сотворить нечто сверхъестественное.

Так случилось и в отношении Девятой симфонии Малера. Неэме Ярви, например, говорит, что это «сложное, безумно сложное произведение, может быть, самое сложное для оркестра». Девятая Малера, действительно, «трясина»: некоторые даже в связи с ней считают, что Малер к концу пути творчески деградировал, но это не так. И опровергает такую теорию прочтение Антонио Паппано.

Дирижер выстраивает драматургию четырехчастного, но непривычного по строению цикла таким образом, что становится прозрачно ясно: «мешанина» психологических проблем и тяжелых эмоций в партитуре находит выражение не самыми простыми средствами выразительности, но находит! К сожалению, только лишь интеллекта для восприятия музыки Малера оказывается недостаточно. И для исполнителей Девятой, и для слушателей – это большая и трудная работа над самими собой.

Что ж, когда-то опять же сам Ростропович сказал: «Страдание делает человека красивым, сильным и невредимым для зла».

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии