Stanisław Moniuszko <br>Halka, opera in 4 acts <br>Chór Opery i Filharmonii Podlaskiej Europa <br>Galante Fabio Biondi Narodowy <br>Instytut Fryderyka Chopina Релизы

Stanisław Moniuszko
Halka, opera in 4 acts
Chór Opery i Filharmonii Podlaskiej Europa
Galante Fabio Biondi Narodowy
Instytut Fryderyka Chopina

Кто из нас, ходивших в советские музыкальные школы, не помнит печаль и тоску арии главной героини «Если б с солнцем рано», построенную на звуках полного минорного квартсекстаккорда? Солистка Большого театра Наталья Соколова исполняла ее под управлением Кирилла Кондрашина. В ней Галька мечтает стать жаворонком, ласточкой, рыбкой, наконец, слезкой, которая бы попала в душу горячо любимого ею Яська – Януша, которого ждет и не дождется, потому что негоже молодому барину, просватанному к статусной невесте, знаться с холопкой. Сегодня эта опера с ее крепкой драматургической сбитостью, заводными мазурками, гуральскими танцами, колоритностью выписанных характеров незаслуженно редко ставится в Европе и в мире. На фестивале «Шопен и его Европа» в 2018 году в Варшаве концертное исполнение «Гальки» состоялось на итальянском языке. Дирижером стал маэстро Фабио Бьонди со своим оркестром Europa Galante, давно известный аппетитами к аутентичным играм. Маэстро с громадным энтузиазмом осуществил этот проект при участии Национального института Ф. Шопена.

Если честно, очень непривычно и немного обидно было вместо бодряще-пружиняще-сверкающе шипящей фонетики польской музыкальной речи слушать неизбежно утяжеляющую ее итальянскую огранку из «другой оперы», вместо «Gdybym rannym słonkiem» («Гдыбым ранным слонкем») в вышеупомянутой арии Гальки – «Se in allodoletta potess’io cangiarmi». Больше всего в знакомстве с этой версией захватила игра оркестра, у которого так лихо получились танцы, да и в целом аутентичная легкость и яркая артикуляция придали звучанию ошеломляющую динамику и остроту. Бьонди славится своим пристрастием к энергичным темпам даже в такой далеко не веселой музыке, как Stabat mater Перголези. Но в «Гальке» эта страсть дирижера исправно сработала в пользу зашкаливающей энергии безоглядного действия, ведущего к трагическому финалу. «Жизнь за царя» Глинки к тому моменту была уже давно написана, а «Русалка» Даргомыжского еще нет, зато «Жизель» Адана шествовала или, точнее сказать, порхала по европейским сценам, начиная с 1841 года. Именно с музыкой и сюжетом этого балета возникает больше всего ассоциаций. А сцены безумия Жизели и Гальки и вовсе обнаруживают пугающее мелодико-ритмическое и тембральное сходство. Неиссякаемая энергичность оркестровой игры стала идеальным выразителем нацио­нальной ментальности, яркого сангвинико-­холерического польского темперамента.

В сравнении с записями этой оперы, сделанными в начале второй половины ХХ века, пластинка 2018 года произвела впечатление фантастической перезагрузки, а ведь музыканты всего лишь просто очень внимательно, въедливо исполняли текст, рельефно выстраивая сольные и ансамблевые линии. Бьонди собрал отличный международный, но преимущественно польский состав солистов, голоса которых при всей современности их «носителей» непостижимо элегантно и интеллигентно окунули в эпоху, когда эта опера была создана.