Музыка для двоих Релизы

Музыка для двоих

Благодаря помощи историков и музыковедов за последнее столетие культура барокко раскрылась перед нами со всей полнотой и красочностью. Десятки, сотни музыкантов оказались пленены ею. Оказалось, что единство мысли, гармоничность и величественность – это как раз то, чего миру не хватает. Чтобы вывести слушателей за пределы «Времен года» Вивальди, итальянская компания Musica NovAntiqua выпустила диск под названием «Музыка для двоих» (2016).

Инициатор проекта – Антон Мартынов, наш соотечественник, в настоящее время проживающий во Франции. К нему вполне применимо выражение «человек-оркестр»: помимо скрипки он владеет игрой на альте, фортепиано, клавесине и органе. Мартынов преподает в Королевской консерватории в Монсе (Бельгия), а также дирижирует и сочиняет музыку. Об его композиторском даровании слушатели могут узнать из предлагаемого диска, на котором, в соответствии с названием, записаны сочинения для двух скрипок: три сонаты Жана-Мари Леклера (1697–1764) из опуса 3 и Сюита в барочном стиле самого Мартынова.

Но, как говорится, «для танца нужен партнер». Сотрудничество с болгарской скрипачкой Кременой Николовой родилось на почве общего увлечения старинной музыкой и в полной мере отразилось на исполнении. Оба музыканта мастерски подстраиваются друг под друга, так что, казалось бы, одинаковые тембры скрипок расцветают новыми красками. Трепетный, замирающий, словно биение сердца звук сменяется пронзительной, кинжальной атакой.

Звукоинженеры также постарались выровнять естественный дисбаланс между «главным» и «второстепенным» инструментом в дуэте. В духе барочной традиции часто аккомпанемент становится мелодией и наоборот. При наличии стереоколонок или «игровых» наушников создается замечательный эффект прокатывающихся волн.

Виртуозные, насыщенные хроматическими гармониями и неожиданными модуляциями сонаты Леклера органично переходят в сюиту самого Мартынова, также ориентированную на стиль барокко. Перед слушателями проходят многие типичные жанры того времени: увертюра, аллеманда, форлана, сарабанда, марш, жига и финал – танец в деревенском стиле. Контраст между быстрыми и медленными частями позволяет сохранить свежесть восприятия приемов, инспирированных языком барокко.