Неистовый Бах и царственный Гендель События

Неистовый Бах и царственный Гендель

В Москву приехал легендарный Райнхард Гёбель  – ​немецкий скрипач и дирижер, прославившийся в сфере аутентичного исполнительства старинной музыки, создатель и руководитель блистательного ансамбля Musica Antiqua Köln (1973–2006).

После роспуска этого ансамбля маэстро дирижирует другими коллективами, исполняющими музыку эпохи барокко. В концертном зале «Зарядье» он выступил 3 октября с московским оркестром Pratum Integrum, который обычно играет без дирижера. Его функции рассредоточены между первым скрипачом и исполнителями партии basso continuo, клавесинистом и виолончелистом (партию первой виолончели, как правило, исполняет художественный руководитель оркестра Павел Сербин).

Райнхард Гёбель предложил труднейшую программу, воплотившую идею воображаемого состязания между двумя великими ровесниками, никогда не встречавшимися лично: Иоганном Себастьяном Бахом и Георгом Фридрихом Генделем. Соревноваться им было предложено в сфере «легкой» музыки, предназначавшейся для услаждения слуха властных особ. В первом отделении прозвучали три первых из шести «Бранденбургских концертов» Баха, а во втором – пьесы из трех сюит Генделя «Музыка на воде». Концерты Баха писались во время службы композитора у князя Леопольда Ангальт-Кётенского, но в 1721 году были собраны в один цикл и посвящены маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбург-Шветскому. Сюиты Генделя – также скорее сборник, нежели изначально единый опус; эта эффектная музыка сопровождала в 1717 году прогулку по Темзе, предпринятую английским королем Георгом I, который до 1714 года был курфюрстом Ганноверским.

Логика спортивного поединка – «быстрее, выше, сильнее» – в данном случае не помогла выявить победителя, хотя темпы Гёбеля были традиционно очень подвижными, почти на грани возможного. В свое время именно головокружительные темпы вызвали полемику вокруг осуществленной Гёбелем в 1986 году записи всех шести «Бранденбургских концертов». Однако после появления этого варианта слушать баховские концерты в размеренных темпах стало почти невозможно. Благодаря Гёбелю и его последователям музыка «Бранденбургских концертов» приобрела свежее дыхание, полетность и то качество, которое на молодежном сленге называется «драйвом». Оборотной стороной этого драйва оказываются почти неизбежные издержки, возникающие не при студийной записи, а при живом исполнении.

Райнхард Гёбель

Первый Концерт произвел несколько сумбурное впечатление, особенно в первой части, где не удалось выстроить баланс между разнотембровыми инструментами. В Adagio, темп которого приближался к Allegretto, возникли ассоциации с иронической фразой Баха, сказанной по поводу музыки его сына Карла Филиппа Эмануэля: «Это берлинская лазурь – она быстро линяет!» В финале Концерта, представляющего собой фактически сюиту танцев (менуэт с двумя трио, между которыми вставлен полонез), взаимопонимание между оркестром и дирижером было налажено, и переклички групп инструментов и солистов из разных групп прозвучали очень красочно и технически безупречно. Особенно живописный эффект создавали диалоги скрипки (концертмейстер Сергей Фильченко) и барочной валторны – корно да качча (Алек Франк-Джеммилл).

Бах, вероятно, вовсе не предполагал, что все шесть «Бранденбургских концертов» или хотя бы несколько из них будут играться без перерыва друг за другом. К сожалению, прижизненной традиции исполнения этих концертов не сложилось: в 1723 году Бах сменил место службы, переехав из Кётена в Лейпциг, где у него были совсем другие обязанности, связанные с церковной музыкой, а маркграф Кристиан Людвиг, похоже, вообще не открывал присланной ему партитуры, пролежавшей под спудом до 1850 года. Но, поскольку в каждом концерте свой состав музыкантов, не каждая капелла XVIII века и не каждый ансамбль нашего времени могут предложить публике отборных солистов, обладающих не только феерическим мастерством, но и недюжинной выносливостью. Оркестр Pratum Integrum неоднократно исполнял «Бранденбургские концерты» собственными силами. На сей раз вместе с московскими музыкантами выступили приглашенные артисты: немецкая гобоистка Сюзанна Регель, два британских валторниста – Алек Франк-Джеммилл и Джо Уолтерс, и немецкий трубач Ханс-Мартин Рукс-Брахтендорф.

Первому валторнисту было особенно трудно, поскольку ему практически без передышки пришлось играть сложнейшую сольную партию во Втором «Бранденбургском концерте». О том, какому именно инструменту Бах предназначал эту партию, ведутся споры. Обычно здесь солирует труба-кларино, но есть и другие мнения, основанные на неоднозначности указания в источнике. В чистовой копии Концерта, выполненной учеником Баха явно под присмотром композитора, солирующий медный духовой инструмент обозначен как «Tromba o vero Corno da Caccia», то есть «Труба либо корно да качча». Вариант с исполнением этой партии на корно да качча в Москве звучал 25 марта 2011 года в концерте лейпцигского «Бах-оркестра» под управлением Кристиана Функе, так что сама идея отнюдь не нова и не столь уж экстравагантна. Однако, если учесть, что на равных условиях с трубой или валторной во Втором «Бранденбургском концерте» солируют скрипка, блокфлейта и гобой, то неизбежно встает вопрос о балансе звучности этих инструментов, которые, возможно, стоило бы расположить на некотором расстоянии друг от друга. В результате же виртуозно сыгранная партия валторны явно затмевала не менее виртуозно исполненные партии нежной блокфлейты (Ольга Ивушейкова) и аристократической барочной скрипки (Сергей Фильченко). Лишь более плотному по тембру гобою (Сюзанна Регель) удавалось заявить о себе в полный голос.

В Третьем «Бранденбургском концерте» духовые инструменты отсутствуют, зато струнные образуют сакраментальные тройки: три скрипки, три альта и три виолончели, которым сопутствует весомое континуо – клавесин (Елизавета Миллер) и контрабас (Антон Изгагин). Символический смысл числа «3» в этом концерте налицо, но его конкретное значение может быть истолковано двояко: либо это намек на христианскую Троицу, либо на содружество девяти Муз под руководством Аполлона в древнегреческой мифологии. Райнхард Гёбель предложил, как ему это свойственно, штормовой темп в первой части, а в финале вместо бурно вздымающихся звуковых волн в оркестре бушевал настоящий смерч, но при этом не возникало ощущения спешки или сумятицы. Наверное, для многих слушателей зала «Зарядье» такой Бах – яростный, неистовый, стремительно мчащийся на всех парусах к видимой только ему одному высшей цели – оказался неожиданным открытием.

Гендель сразу же предстал совершенно другим: царственным, вальяжным, преисполненным горделивого достоинства, однако далеким от скучной напыщенности. Разумеется, следует учитывать и различие жанров. «Музыка на воде», включающая в себя три сюиты, создавалась не для камерного исполнения, а для звучания на открытом воздухе. В ней нет никаких затейливых символов, числовых шифров и головокружительных сложностей – под такую музыку следовало отдыхать, развлекаться и наслаждаться красотами природы и изысканным обществом нарядных дам и кавалеров. А во дворце под «Музыку на воде» можно было просто танцевать.

Поскольку сюиты имели прикладной характер, Гендель не позаботился ни об унификации рукописей, ни об авторизованном издании. Партитура была напечатана лишь в 1788 году, причем уже тогда порядок пьес внутри сюит вызывал вопросы. По всей видимости, строгой последовательности изначально и не предполагалось: музыка во время королевского путешествия по Темзе играла практически непрерывно в течение нескольких часов и в качестве единого опуса со стройной музыкальной драматургией никем не воспринималась. Зато оркестр изначально был весьма внушительным: порядка пятидесяти музыкантов располагались на барже, следовавшей за богато украшенным кораблем, в котором находился король и его свита. При концерте в закрытом помещении состав оркестра вполне можно сократить до камерного. Величественность генделевского стиля от этого не страдает, зато выявляется множество тонких деталей, рассчитанных на взыскательный вкус знатоков. Если Бах в «Бранденбургских концертах» словно бы оправдывает буквальное значение своей фамилии – «Ручей», ибо поток его мысли струится непрерывно и с прихотливыми излучинами, то Гендель в «Музыке на воде» выступает скорее в качестве архитектора, выстраивающего огромный ансамбль в рамках строгой ордерной системы с портиками (французская увертюра), колоннами и анфиладами парадных залов. Райнхард Гёбель в своей интерпретации не делал пауз между номерами из разных сюит, но старательно придерживался генделевской архитектоники, выполняя все предписанные повторения разделов, не форсируя темпы и по мере возможности воссоздавая пространственные эффекты (например, при перекличке двух валторн, находившихся за контрабасом, и трубы, помещенной за скрипками и альтами).

Трудно было решить, кто вышел победителем из этого музыкального состязания: страстный, но несколько «непричесанный» Бах или представший при полном параде, но в данном случае не склонный к лирическим излияниям Гендель. Публика воздала должное и дирижеру, и солистам, и всему оркестру Pratum Integrum.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии