Песни любви и смерти События

Песни любви и смерти

С 29 ноября по 6 декабря 2019 года в Екатеринбурге пройдет V  Международный музыкальный фестиваль «Евразия», организованный Свердловской филармонией при поддержке губернатора Свердловской области. Проект задуман как диалог культур Восточной и Западной цивилизаций.

Не случайно и место проведения – Екатеринбург, расположенный на границе двух частей света. В рамках фестиваля свое искусство представят музыканты из России, Франции, Германии, Великобритании, Грузии. Фестивальная программа этого года носит название «Песни любви и смерти». Художественный руководитель фестиваля, главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс оценивает ее как музыку для самого взыскательного слушателя: «В этом году программа фестиваля выстроена вокруг имени выдающегося французского композитора ХХ века Оливье Мессиана. Мы делаем акцент на коммуникации Востока и Запада, на энергообмене, обмене идеями музыкальными, философскими, и в этом смысле фигура Мессиана самая очевидная. Он был католиком, церковным ученым, но одновременно и ученым-орнитологом: записывал нотами пение птиц в разных странах и включал их «голоса» в свои произведения. Глубокая религиозность не мешала ему интересоваться другими философскими системами, погружаться в восточную философию, интересоваться индийской и индонезийской музыкальной культурой. Его музыка завораживающе красива, и в то же время она подчинена невероятно сложным математическим законам, которые он создал для себя сам».

Фестивальной премьерой станет первое в России полное исполнение «Триптиха о Тристане» Оливье Мессиана. Самую знаменитую часть сочинения, симфонию «Турангалила», автор называл «индийским вариантом» «Тристана и Изольды», где экзотические образы Востока переплетаются с легендами Европы. «Турангалила» крайне редко звучит в России и меломанам знакома в основном по записям. Исполнение требует грандиозного оркестрового состава, большого количества редких ударных, электромузыкального инструмента «волны Мартено». Специально для исполнения симфонии «Турангалила» волны Мартено будут привезены из Франции. Солистом в концерте выступит французский исполнитель Пьер-Лоран Эмар. Пианист не первый раз участвует в фестивале – на «Евразии»-2017 публика с восторгом принимала его исполнение музыки Баха и Дебюсси. Фигура Эмара в составе участников премьеры не случайна: достаточно долгое время он дружил с композитором, учился у его жены Ивонн Лорио в Парижской консерватории. В 16 лет Эмар победил на конкурсе пианистов имени Мессиана, а впоследствии записал все произведения композитора. На сегодняшний день его интерпретации музыки Мессиана считаются эталонными. «Турангалила» прозвучит не только на фестивале в Екатеринбурге – зимой 2020 года Уральский филармонический оркестр представит ее на сценах «Зарядья» и Мариинского театра. Партию волн Мартено в этих концертах исполнит профессор Парижской консерватории Натали Форже.

Еще две части грандиозного сочинения Мессиана прозвучат на фестивале в исполнении Марии Остроуховой и Александра Шайкина (первая часть триптиха, вокальный цикл «Ярави» с подзаголовком «Песнь Любви и Смерти», являющийся своеобразной идеологической квинтэссенцией всего фестиваля) и Симфонического хора Свердловской филармонии («Пять песнопений»). Сочинения композитора также включены в необычную программу фортепианного дуэта Андреаса Грау и Гётца Шумахера. Их игру будет сопровождать захватывающая видеопроекция, автором которой является один из самых востребованных на сегодняшний день создателей видеороликов к классической музыке – немецкий кинорежиссер и композитор Штефан Бёме.

Кроме встречи с произведениями Оливье Мессиана фестивальную публику ждут и другие музыкальные открытия. «Пять песен на слова Пабло Неруды» для меццо-сопрано с оркестром Питера Либерсона, которые прозвучат впервые в России, ярко демонстрируют взаимопроникновение культур – сочинение американского композитора на стихи чилийского поэта. Автор предпочел сохранить испанский язык стихов, но в музыке латиноамериканское влияние ограничено экономным включением маракасов и гитары. Знаковой российской премьерой станет кантата крупнейшего современного немецкого композитора Ханса Вернера Хенце «Плот “Медузы”», долгое время запрещенная к исполнению. Свое произведение, посвященное памяти Эрнесто Че Гевары, Хенце писал под впечатлением от студенческих волнений 1968 года. Премьера кантаты в декабре того же года сорвалась, превратившись в политическую демонстрацию, а сам «Плот “Медузы”» стал таким же символом своего времени, как когда-то «Весна священная» Стравинского.

«Это произведение соотносится с темой фестиваля. Кантата написана по знаменитой картине, она посвящена человеку, стоящему перед лицом смерти. У этого произведения очень скандальная история, в том числе и отказ от исполнения по политическим соображениям. Но сейчас оно вновь возвращается на сцены европейских театров. В своем сочинении Хенце задействовал экзотические музыкальные инструменты, которых в России просто нет. Поэтому на открытии фестиваля к нашему оркестру присоединятся немецкие музыканты, которые будут играть на этих инструментах», – рассказывает Дмитрий Лисс.

Под управлением Дмитрия Лисса «Плот “Медузы”» представят Уральский филармонический оркестр, Симфонический хор Свердловской филармонии, солисты Хольгер Фальк (баритон), Сара Вегенер (сопрано) и чтец Владимир Огнев. Партии гобоя д’амур, гекельфона, кларнета контр­альто, басовой трубы и вагнеровской тубы исполнят артисты Бохумского симфонического и Дортмундского филармонического оркестров.

Среди участников фестиваля «Евразия» – дирижеры Оливер Зеффман, Дмитрий Синьковский, Андрей Петренко, певица Юлия Лежнева (сопрано), ансамбль барочной музыки La Voce Strumentale, ансамбль «Мдзлевари» (Грузия), Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, виолончелистка из Великобритании Лора ван дер Хейден, Симфонический хор Свердловской филармонии, Уральский молодежный симфонический оркестр. Главный коллектив фестиваля – УАФО под руководством Дмитрия Лисса.

«Фестиваль “Евразия” имеет мощную внутреннюю концепцию и содержание, он позволяет услышать образцы музыки, какие редко услышишь в сезонах, – говорит первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов. – Фестиваль уже стал брендом – к нам приезжают исполнители с мировой известностью. И что важно, они потом возвращаются, потому что доверяют нам, видят в нас серьезных партнеров. Многие произведения, которые представляют на фестивале коллективы Свердловской филармонии, звучат в России впервые – и мы гордимся, что у нас есть для этого творческие силы. Помимо основной, фестиваль предполагает и обширную офф-программу. Творческие встречи, автограф-сессии, знакомство с экзотическими музыкальными инструментами, неформальное общение с композиторами и исполнителями, выставка работ екатеринбургских художников на темы, созвучные фестивалю. Наконец, символ фестиваля – наш фирменный черемуховый пирог, который гости с радостью увозят с собой в разные страны».

В 2019 году впервые в рамках фестиваля состоится деловая программа: запланировано проведение международного симпозиума с участием руководителей крупных европейских и азиатских концертных агентств, интендантов известных концертных залов, продюсеров, импресарио. Тема симпозиума – «Знакомство с мировым опытом функционирования и организации деятельности крупных (свыше 1,5 тысяч мест) филармонических концертных залов».

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»

Царь иудейский События

Царь иудейский

Йорн Бойзен продирижировал в Москве собственной реконструкцией «Страстей по Марку»