Дракула как фанфик События

Дракула как фанфик

Новый балет Ивана Васильева и его друзей

Полное название спектакля, премьера которого состоялась в Кремлевском дворце, – «Дракула. Начало», и название это не очень понятно. Если говорить о персонаже, то в двухактном балете рассказывается история легендарного вампира с его еще невампирской молодости (век XV, господарь Валахии защищает родную землю от турок) до вполне себе вампирской смерти (век XIX, любимая женщина отвергла, герой сам открывает окошко с солнечным светом и проваливается под сцену – видимо, испепеляясь там). Так что – начало и конец истории, все, финал, дальше ничего быть не может. Если же «начало» подразумевается у самого Ивана Васильева, то за два года существования своей компании замечательный танцовщик-виртуоз, премьер Михайловского театра, поставил уже полдюжины балетов, то есть это совсем не дебют. Ну ладно, будем считать, что это дебют в большой форме.

А форма действительно большая. Работа массы людей, каждый из которых вносил что-то свое. Вот музыка, например: в программке обозначен один композитор (Андрей Тимонин) и два «сокомпозитора» (так и написано) – Роман Цыпышев и Ярослав Сродных. Кто из них за что отвечает – неизвестно: бодрая и вполне балетно-служебная музыка достаточно однородна. За постановку отвечает Алексей Голубев, лидер компании MAG Film & Show. В числе достижений этой компании – шоу Евгения Плющенко «Снежный король», фестиваль художественной гимнастики «Алина» и праздник «Алые паруса» в 2018 году. Тут все ясно: эффект­ные видеодекорации (очень приличного качества) и клиповый монтаж. Сам же Иван Васильев не только поставил все танцы, но и сочинил либретто, а также стихотворный текст для песенных монологов, произносимых-пропеваемых тенором Ладиславом Бубнаром (финалистом шоу «Голос»).

Хотя на афише написано «по мотивам Брэма Стокера», события, придуманные ирландским писателем, появляются лишь во втором акте. В первом Дракула, роль которого исполняет сам Иван Васильев, ведет нежные диалоги с молодой женой (ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова), вознося любимую на замысловатые поддержки и демонстрируя балетные трюки в сольных вариациях. Ровно то, чего ждет от Васильева публика, – прорезание пространства, атака, удаль, лихость. Но – враг у ворот, подступают турки, с ними надо сражаться. Герой Валахии прощается с родным домом и рубится со злокозненными захватчиками (в том числе с Султаном в зеленой чалме – его роль досталась премьеру Михайловского театра Ивану Зайцеву). То, как герой кидается в драку, и его дуэль с Султаном, где он сначала обезоруживает противника, а затем его отпускает, ужасно напоминает сцену в «Спартаке», дуэль Спартака и Красса. Турки потерпели поражение и решили отомстить, причем отомстить подло: специальный гонец сообщает жене Дракулы о гибели мужа. Женщина от горя убивает себя ножом, и ее бездыханное тело обнаруживает вернувшийся герой. И вот тут начинаются отсылки к еще одному балету Юрия Григоровича: как известно, знаменитый балетмейстер в своем спектакле «Иван Грозный» объяснял превращение доброго царя в припадочного маньяка смертью царицы Анастасии. Злые враги-диссиденты отравили единственную радость в его жизни – вот он им сейчас всем и покажет, учредив опричнину. В балете Ивана Васильева «Дракула. Начало» то же объяснение: оплакав любимую женщину, герой заключает сделку с силами зла, чтобы стать непобедимым и неубиваемым. И уже в статусе вампира (его элегантно покусал Вурдалак, роль досталась артисту Большого театра Никите Еликарову) кидается на турецкое войско, уничтожая всех, кто попадается на пути.

Лондонская красавица (Мария Виноградова) счастливо танцует на балу с женихом (Иван Зайцев), не подозревая, что скоро явится вампир

Второе действие – это уже XIX век, история имеет некоторое отношение к Брэму Стокеру. Дракула в эффектном черном плаще появляется на балу в Лондоне, где мгновенно привораживает только что вышедшую замуж девушку Марию (ведущая солистка Большого Мария Виноградова). Кровопивец утаскивает ее в свой замок, но его преследуют свежеиспеченный муж героини (еще одна роль Ивана Зайцева) и ученый ван Хельсинг (солист Большого Андрей Меркурьев). Обнаружив, что, несмотря на нежнейший дуэт, девушка рвется защитить незваных гостей от хозяина замка, Дракула отпускает всю компанию, кается в окружении людей в монашеских одеяниях и открывает настежь окно, в которое льется солнечный свет.

Если говорить о построении истории – то случались в балете и более сложные повествования (за внятный пересказ либретто, например, «Принца пагод» впору назначить приз в виде бутылки какого-нибудь редкого алкоголя). Другое дело, что время их прошло – сюжетика все более и более отходит в сторону, уступая место симфоническим сочинениям. Да, публика любит, когда «про любовь», «про ревность» и т. п., но в выигрыше в результате оказываются те сочинители, что хитроумно сплетают повествование с чисто симфоническими сценами. Иван Васильев же бескомпромиссен: «просто потанцевать» он дает только дамам на балу (вот прямо по заветам драмбалета середины ХХ века, будто тень Ростислава Захарова его благословляет), все остальное – двигающийся сюжет. И это не страшно – но проблема в том, что хореограф совсем не считает нужным изобретать что-то новое в хореографическом словаре. Ему вполне хватает лексики предшественников – и прежде всего, конечно, Юрия Григоровича, в чьих балетах танцовщик имеет заслуженный успех. И, плененный тем, как ловко все у Григоровича получалось, он фактически создает фанфикшн. Ну вот как девушки в интернете, недовольные финалом того или иного бестселлера, придумывают новые события с уже имеющимися персонажами, стараясь стилизовать манеру выражаться того или иного героя. Фанфики бывают совершенно замечательными, вполне захватывающими литературными произведениями (правда, опубликованы официально быть не могут – из-за проблемы авторских прав). Но это в любом случае недолитература, уважающему себя автору стоит придумывать собственный мир «с нуля». Понятно, что Иван Васильев берет ходы Юрия Григоровича не из корысти – а фактически из восхищения. Но для того, чтобы «начало» имело реальное продолжение, начинающему балетмейстеру стоит осознать имеющуюся проблему и, преодолевая фанфикшн, двигаться к совершенно оригинальным сочинениям. Тем более что среди одноактных спектаклей у него были уже вполне удачные оригинальные опыты.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады