Возвращение в Вену События

Возвращение в Вену

Владимир Федосеев представил реконструкцию несостоявшегося выступления Чайковского: исторический концерт прошел в Венском Концертхаусе, затем его повторили для московской публики.

Когда Чайковский впервые побывал в городе, практически посвященном его кумиру – Моцарту, Вена понравилась ему «едва ли не более всех городов в мире…». Но отношения с австрийской столицей складывались непросто. Как известно, Петра Ильича при жизни носили на руках в России, признавали за рубежом, но только в Вене всегда что-то шло не так. В этом смысле то время мало отличается от сегодняшнего дня: и прежде роковую роль играла политика, и критики, подчас перегибающие палку, больно ранили великих музыкантов.

Весной 1892 года Чайковский согласился принять участие в крупнейшем событии – открывалась Международная музыкально-театральная выставка, включающая в себя павильоны нескольких стран, в том числе и Российской империи.  В серии концертов, приуроченных к выставке, планировалось, что Чайковский продирижирует собственными сочинениями. И вновь «проза жизни»: из партера сделали банкетный зал. Планировалось, что слушатели будут угощаться яствами, например, под сюиту из балета «Щелкунчик». Разумеется, композитор не выдержал такого оскорбления и отказался от выступления.

Реконструкция несостоявшегося концерта великого классика стала продолжением проекта Большой симфонический оркестр имени Чайковского и Владимира Федосеева: два года назад они воссоздали петербургский концерт 1893 года, когда за девять дней до собственной смерти Чайковский представил премьеру одной из самых загадочных и важных партитур в истории музыки – Симфонии №6 «Патетической».

Цикл продолжился благодаря Президентскому гранту, содействию Музея-заповедника в Клину и поддержке Благотворительного фонда Елены Образцовой. Владимир Федосеев, музыканты Большого симфонического оркестра, солисты Дмитрий Шишкин (фортепиано) и Василиса Бержанская (меццо-сопрано) сделали все, чтобы на высоком уровне представить слушателям не только бессмертную музыку, но и детальную концепцию концерта, тщательно продуманную самим композитором.

Василиса Бержанская и Владимир Федосеев

В реконструкции запланированного венского вечера прозвучала вторая редакция Первого концерта, более приближенная к оригинальным идеям Чайковского и восстановленная по пометкам из его последней дирижерской партитуры. Вопрос путаницы с различными редакциями произведений Чайковского, может быть, не столько заметный широкой публике, долгое время стоял очень остро. Многие вспомнят сейчас сцену спора композитора с Николаем Рубинштейном по поводу технических нюансов Первого концерта для фортепиано с оркестром, прекрасно проиллюстрированную в советском фильме «Чайковский». Гигантский труд по восстановлению правды представили миру в 2015 году – вышло «Академическое полное собрание сочинений П.И. Чайковского» в редакции авторитетных исследователей творчества композитора П.Е. Вайдман и А.Г. Айнбиндер.

Чем отличается авторская версия от самой известной, которую Зилоти сделал после смерти Чайковского? Например, тяжеловесные аккорды у солиста заменены на арпеджио – идея фанфарности остается в стороне, для слушателей открывается мир философского лирико-эпического рассказа.

В исполнении Дмитрия Шишикина и Владимира Федосеева зримо отразился великолепный диалог максималистской молодости и большого жизненного опыта. На минувшем Конкурсе Чайковского талантливый пианист играл несколько прагматично, по-конкурсному расчетливо, на сей раз появилась настоящая вдохновенная свобода. А у дирижера, кажется, Чайковский попросту в ДНК. Иначе невозможно объяснить такое стопроцентное попадание и в смысл Концерта, и в атмосферу «Щелкунчика».

К программе, созданной Чайковским для Вены, организаторы решили добавить музыку Моцарта, как рассказывает Ада Айнбиндер, «кумира, которому  Чайковским поклонялся всю свою жизнь, а отрывки из оперы “Дон Жуан” входили в репертуар механического самоиграющего инструмента оркестрины, которую Чайковский слушал ребенком в Воткинске».

Стили двух композиторов – с одной стороны, кардинально разные, с другой, гармонично соседствуют. В редакции Чайковского БСО исполнил Два танца из «Идоменея», предварив появление Василисы Бержанской с арией Электры из этой оперы и Арии Керубино из «Свадьбы Фигаро». У выпускницы Молодежной оперной программы Большого театра сейчас складывается интернациональная карьера: певица только в начале пути, но сразу видно, что мастерски владея своим голосом в непростом моцартовском стиле, она уже не без оснований ощущает себя на сцене большой артисткой, каковой и является. Даже не сразу можно заметить, что, как правило, сопрановую арию Электры с легкостью поет меццо.

Удивительно или нет, но реконструированные концерты Чайковского актуальны сегодня, «мистификация» добавляет происходящему особый шарм. Публика принимает горячо, концерты сопровождаются огромным успехом – тем интереснее, что же будет дальше?

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди