Соло для уборщицы в лифте События

Соло для уборщицы в лифте

В Мультимедиа Арт Музея состоялся электроакустический концерт «Иное выражение человеческого» в рамках проекта «Геометрия звука»

Лифт – то небольшое пространство, в котором человек оказывается практически каждый день, но только на небольшой отрезок времени. Поэтому если в лифте и звучит музыка, то чаще всего нейтральная и ненавязчивая – достаточная для составления приятного фона, но не представляющая собой ничего интересного. Проект Даниила Посаженникова и Анны Костриковой «Геометрия звука», известный экспериментами в области современной академической музыки и визуального искусства, в некотором роде переворачивает наше представление об обыденном. Электроакустической концерт «Иное выражение человеческого» прозвучал в лифте Московского Мультимедиа Арт Музея, а посетители наблюдали за происходящим из зрительного зала и слушали музыку в наушниках.

Концерт содержал в себе элементы перформанса: лифт перемещался от этажа к этажу, в одном из номеров «выступала» живая канарейка, в другом – две уборщицы, которые протирали стекло в сопровождении камертона, резонирующего от стен лифта. Даже публика сама по себе воспринималась случайными посетителями музея как перформанс: нечасто можно увидеть полный зал людей, слушающих в наушниках одну и ту же музыку – тем более звучащую вживую. К тому же, авторы проекта общались со зрителем через текст, выведенный на экран – иногда серьезно, затрагивая философские темы, а временами довольно иронично: «у вас ещё не затекла шея? сейчас включим трансляцию». Все это вызывает закономерный вопрос: не перетягивает ли на себя все внимание визуальная сторона концерта?

Музыка Даниила Посаженникова – это сюита из семи частей, каждая из которых представляет собой «портрет исполнителя под микроскопом». Сольные и ансамблевые автопортреты показали постоянные участники «Геометрии звука» – Анна Добрецова (арфа), Кирилл Кравцов (скрипка), Мирослава Тырина (мандолина), Александр Лунегов (виолончель), Роман Малявкин (аккордеон), Юлия Биховец (саксофон), Игорь Игнатков и Любовь Зайцева (тибетские поющие чаши), Анастасия Мощенко и Кристина Веденеева (уборщицы), а также Никита Петров (хореография). Герои  концерта действительно были словно рассмотрены под микроскопом: помещение музыканта в замкнутое пространство многое меняет в нашем восприятии и позволяет услышать его личное высказывание в мельчайших деталях. Благодаря сверхчувствительным микрофонам частью музыки становились окружающие звуки – перестановка инструментов, приемы игры, дыхание исполнителей, женский голос, объявляющий текущий этаж, и скрип протираемого уборщицами стекла. Наиболее интересным в этом контексте стал, пожалуй, номер «ОНО; где оно?» в исполнении Романа Малявкина на минус первом этаже, где он, по понятным причинам, не был виден публике. Отсутствие визуального провоцирует на полное погружение в музыку и собственные ощущения. Особым удовольствием было слушать стук клавиш и кнопок, воздух в мехах и другие звуки неустановленного происхождения – мы ведь так и не увидели процесс их извлечения, и в этом есть свое обаяние.

Формат концерта в лифте сегодня безусловно воспринимается как нечто особенное. Но его трудно организовать, что влечет за собой некоторые недоработки. Трансляция из лифта – это уже целая проблема, а перебои в работе наушников подпортили общее впечатление от музыки. К тому же, концерт проходил в довольно неформальной обстановке – ее волей-неволей создали сами авторы проекта, и посетители это почувствовали. Результат – не слишком внимательное отношение к музыке: не все слушали выступление из зрительного зала – люди свободно перемещались по холлу, пересаживались на другие места, многие уходили с концерта прямо посередине номера. Некоторые переговаривались между собой – благо, в наушниках этого практически не было слышно.

Тем не менее, основной идеей концерта остается исследование звука и его восприятие – а это и есть самое ценное в современной музыке. В проекте «Геометрия звука» постоянно экспериментируют с форматами, благодаря чему их концерты не бывают похожими друг на друга: музыкальный променад по закрытому музею, ревитализация цехового пространства, сверхцикл из ежегодных концертов, выступление в лифте. Кто знает, чем удивят нас создатели проекта в следующий раз?

*Рецензия написана в рамках проекта “Журналистские читки”

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди