Гляжусь в тебя, как в зеркало События

Гляжусь в тебя, как в зеркало

На сцене Ла Скала возобновили «Квартет» Франческони

Лука Франческони – 63-летний преуспевающий миланский композитор в расцвете карьеры, ученик К. Штокхаузена и Л. Берио. В этом году его творчеству посвящен 28-й фестиваль современной музыки Milano Musica («Лука Франческони: скоротечность времени»), чередующий монографические и смешанные программы. Среди центральных фигур фестиваля в разные годы были Варез, Берио, Лигети, Куртаг, Ноно, Такемицу и др. В афише 15 произведений Франческони, в центре – возвращение в Ла Скала оперы для солистов, хора и двух оркестров «Квартет» в версии Алекса Олле 2011 года, восстановленной Патрицией Фрини.

Либретто на английском языке написано самим композитором по одноименному произведению немецкого драматурга Хайнера Мюллера, вышедшему в начале 80-х годов прошлого века. В его основе – роман Шодерло де Лакло «Опасные связи»: Мюллер часто использовал сюжеты мифов или сочинений других авторов. На базе эпистолярного романа конца XVIII века он создал постмодернистскую драму с элементами психоанализа и ролевых игр. Стоит добавить, что «Квартет» до сих пор является одной из самых часто представляемых пьес Мюллера.

Действие разворачивается одновременно в аристократическом салоне незадолго до Французской революции и в бункере после Третьей Мировой войны. Герои – маркиза де Мертей и виконт де Вальмон – в пространных диалогах проживают свое прошлое, меняются ролями и перевоплощаются в других персонажей (автор сохраняет две интриги – соблазнение Вальмоном президентши Турвель и племянницы маркизы – Сесиль Воланж). Текст либретто, изобилующий реминисценциями и цитатами, в том числе и из Библии (в сцене с Сесиль), и в то же время циничный и сниженный порой до вульгарности, очень близок к оригиналу. На первый взгляд, персонажи поглощены плотским желанием, которое смакуют и подвергают анализу во всех деталях, но, если вслушаться и вчитаться, окажется, что их рассуждения восходят к вечным темам – жизни и смерти, к вопросам бытия. Неслучайно оригинальный финал «Квартета» Франческони-либреттист, хорошо знакомый с литературным наследием Мюллера, заменяет аллюзией на другое произведение немецкого драматурга – «Гамлет-машину».

Музыка оперы захватывает, час двадцать без антракта пролетают на одном дыхании. Сложная драматургическая структура, о которой можно прочесть в буклете, нисколько не мешает неискушенному восприятию. Гармонический язык нельзя назвать ультрасовременным, в нем ровно столько разнообразия, сколько удается расслышать и зафиксировать: электронный саунд, отголоски джаза и танго, авангард, традиционная итальянская мелодрама (восходящий к Беллини и Верди дуэт голоса и солирующего инструмента оркестра: сопрано и frullatoфлейты, или баритон и кларнет), аллюзии на романтическую мелодию (в сцене соблазнений молоденькой воспитанницы монастыря), галантный стиль (в словесном поединке между любовниками) и т. д.

Фрагментарность музыкального слога, по мнению музыковеда Марко Маццолини, связана с характеристикой самих персонажей, постоянно меняющих свой облик, беспрестанно трансформирующихся, в том числе, один в другого и дублирующих друг друга (так, в какой-то момент уже невозможно с уверенностью сказать, кто есть кто). Многократно возвращающаяся идея зеркала (видение в нем себя, запечатление изменений, вызванных временем, взаимное отражение героев) блестяще воплощается музыкальными средствами: через диалог голосов с их собственным обработанным звучанием в записи.

Двум из трех музыкальных пластов композитор дает наименования, соответствующие их местоположению: in (камерный оркестр в яме и певцы на сцене) и out (большой оркестр и хор за сценой), между ними – dreams (записанный звук, обработанный в ИРКАМ). Помимо пространственной функции, каждый из этих пластов представляет отдельное «измерение»: out – макрокосмос, внешний мир, отражающий природу, социум и коллективное сознание; in – микрокосмос, уровень, которому поручено озвучить страсти и желания протагонистов, их постоянную игру; dreams – уровень, лежащий между двумя предыдущими, неподвластный интеллекту – сны и человеческие проявления маркизы и виконта.

Из восьми разных инсценировок самому композитору больше по вкусу самая первая – работа Алекса Олле – одного из художественных руководителей каталонской театральной группы La Fura dels Baus. Действительно, спектакль производит яркое впечатление (к сожалению, не могу похвастаться знакомством со всеми постановками, но, например, версия Ковент-Гардена мне понравилась меньше).

Множество переполняющих «Квартет» смыслов нашло визуальное воплощение в сценографии Альфонса Флореса. Это и упомянутые выше пространственные измерения, интерпретированные режиссером несколько иначе, чем композитором. Мертей и Вальмон взаимодействуют в подвешенной черной коробке без передней и задней стенок. По мысли Алекса Олле, они – наши современники, представители высшего общества, живущие в собственной, отгороженной от остального мира реальности, в «эмоциональной тюрьме» – inside. Вероятно, показанный сверху под звуки Прелюдии к опере Милан мог бы подсказать, в каком именно городе они находятся. На все внешнее пространство сцены воспроизводятся видео­проекции Франка Алеу, соответствующие ментальному измерению – желаниям, снам, воспоминаниям героев – outside. Оркестровые интермедии между сценами соответствуют внешнему миру и иллюстрируются изображениями природы: моря, неба и облаков – то белых, легких и воздушных, то серых или совсем темных грозовых – out.

Интерьер в inside представлен минимальными средствами: два стула, затем длинный стол, за которым лицом к лицу расположились маркиза и виконт, кресло для Воланж, встроенные в боковые стены одежные шкафы, откуда появляются аксессуары для переодевания. Лишь в заключительной сцене черный короб превращается в библиотеку: Мертей, отравившая бокалом вина любовника, на пути к самоуничтожению опрокидывает стеллажи с книгами, а в видеопроекции возникает камнепад, который, очевидно, должен положить конец земному пути маркизы. Визуальный ряд outside включает множество элементов: это и изображение самих артистов, «наблюдающих» за происходящим внутри куба (фигуры целиком, глаза крупным планом и т. д.), и уже упомянутые съемки города, который в конце предстанет перед нами в руинах, и обнаженные тела и фрагменты тел, и рушащаяся, а затем восстанавливающаяся на наших глазах стена, за которой видна заполненная людьми площадь – реальный мир, в котором мы все живем. В какой-то момент у зрителя должно возникнуть ощущение, что и он находится в таком же черном кубе, а кто-то снаружи наблюдает за его действиями.

Сопрано Эллисон Кук и баритон Робин Адамс великолепно справились с интонационными трудностями, виртуозными пассажами, выходами в неудобные регистры (грудной у сопрано и фальцет у баритона), с блеском озвучив широчайшее многообразие вокальных стилей, заключенное в партиях. Оба продемонстрировали высочайшее мастерство перевоплощения в сложнейшем механизме театра в театре. Уверенно и увлеченно дирижировал многоуровневой насыщенной партитурой Максим Паскаль.

У «Квартета» Л. Франческони счастливая судьба: после премьеры он увидел свет рампы в сценической и концертной версиях более семьдесят раз, насчитывает восемь разных постановок. Следующая постановка запланирована на открытие сезона 2020/2021 в Берлинской Staatsoper под управлением Даниэля Баренбойма.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди