Счастливчик Аладдин и Царица Снежной Ночи при глобальном потеплении События

Счастливчик Аладдин и Царица Снежной Ночи при глобальном потеплении

Под Рождество и Новый год, как известно, положено рассказывать сказки. И в канун года 2020 два столичных музыкальных театра одарили зрителя сразу тремя сказками.

Тон задал Детский музыкальный театр имени Натальи Сац, предварив историей (которая, в отличие от привычных, имеет все шансы превратится в реальность) о своей предстоящей реконструкции. Здание театра было возведено к московской Олимпиаде, по последнему слову тогдашней строительной и театральной техники сорок  с лишком лет назад, и совсем не диво, что за это время она превратилась чуть ли не в экспонат лавки древностей.

Сказка будет «сказываться» полтора года, год с небольшим труппа будет лишена главной сцены, а  спектакли будут идти на Малой. Однако результат, похоже, окупит все неудобства: театральная машинерия выйдет на уровень XXI века, а весьма неуютные ныне окрестности театра обернутся – вместе с соседним цирком – единым и очень уютным культурно-зрелищным пространством.

А пока строительная сказка не началась, труппа представила сказку самую настоящую оперу Совета Вареласа «Волшебная лампа Аладдина». Судьба автора, уроженца «российской Одессы» – Таганрога, сложилась так, что вся его жизнь была связана с волшебным (и не очень) Востоком, точнее, с Узбекистаном и Ташкентской консерваторией. Там же, в Ташкенте, в театре имени Навои и прошла почти полвека назад абсолютная премьера не раз возобновлявшегося «Аладдина». На московской сцене эта опера никогда не шла.

Премьера ожидалась не без опасений: как совместится овладевший подмостками московских музыкальных театров дух так называемой «режоперы» со вполне традиционными, даже классическими музыкой и сюжетом? Сомнения оказались напрасными: Георгий Исаакян смог сотворить, без всяких «новаций» и идя точно след в след за сюжетом и музыкой, доступное и захватывающее детей любого возраста и с любыми гаджетами в руках маленькое театральное чудо. Притом, что почти каждому из них знакома и старая арабская сказка, и классический советский фильм по ней.

Звучание оркестра под управлением Алевтины Иофее, как и должно быть в настоящей восточной сказке, завораживает: композитор был в своей стихии. При этом с выгодной стороны могут показать себя не только певцы, но и артисты балета. Музыка мелодична, колоритна, в меру поучительна: юный слушатель в весьма ненавязчивой и совсем не скучной форме получит представление об основных оперных формах.

Есть в ней и ирония, что отлично почувствовал постановщик: даже тот, кто минимально сведущ в музыкальном театре, увидит и услышит в «Аладдине» своего рода тропинки-отсылки ко многим классическим операм. И не только к ним — к некоторым советским сказкам Николая Носова тоже…

Но прежде всего  к «Руслану и Людмиле». Зачем добряку Джинну, на потеху публике, в натуре вылезать из какой-нибудь бутафорской бутылки, если его вполне достойно и в вокальном (вполне заменяющий хор бас Дмитрия Почапского), и в сценическом отношении может представить огромная, парящая надо всем и блещущая молниями-взглядами голова? А брутальный Султан (Александр Цилинко), натурально, имеет при себе многоречивых, суетливых и несколько слегка напоминающих о министрах из пуччиниевской «Турандот» визирей… Правда, с одной существенной поправкой – визирей не три, а четыре, и главный из них (весьма запоминающаяся роль Олеси Титенко) оказывается – такое часто бывало при восточных деспотиях! — евнухом. С соответствующей поправкой на тип голоса.

Не обошлось, впрочем, и без ложки дегтя. Зачем голосистой труппе театра Сац (особенно выделялись исполнители главных ролей Вячеслав Леонтьев и Альбина Файрузова) еще и пресловутая гарнитура? Если в оперном формате open air без нее, к сожалению, не обойтись, то зачем прибегать к ней на сравнительно небольшой сценической площадке?

Но сказка сказкерознь. «Опять Снежная королева? – поморщившись, вопросит скептик, взглянув на премьерную афишу Геликон-оперы”, – да сколько можно?» И на геликоновской сцене еще недавно шел спектакль, да и опера-балет на сцене Дворца съездов еще многим памятна… Но Андерсену, как вечному спутнику человечества, несть и не будет конца, а сам он очень не любил, когда его называли автором детских сказок. Они, на самом деле, совсем не для детей, а для взрослых, которые когда-то были детьми. И геликоновская «Снежная королева» – в именно из таких.

Говоря современным языкомавтор музыки Александр Покидченко и режиссер Илья Ильин сотворили то, что называется духовным сиквелом сказки Андерсеном. Тот же сюжет — да на новый лад. И если правда, что всякий артист – всегда немного пророк, то очевидно, что авторы спектакля заранее предвидели нынешнюю сиротскую и бесснежную зиму. А она, волею или неволею, заставляет поверить в заданные ими условия происходящего на сцене действия.

Снежная королева начала нового тысячелетия – вовсе не северный вариант холодной и бесчувственной Царицы Ночи, а стареющая, одинокая и не лишенная привлекательности и чисто человеческих чувств Женщина. Находящаяся вдобавок в безысходном плену у некоего Советника (олигарха?), внешне смахивающего одновременно и на пузатых буржуев, и на прячущихся под темными очками шпионов с плакатов советского времени. О том, кто же таков на самом деле этот жутковатый Советник, каждый зритель волен судить сам…

Рядом Кай – не просто мальчик, а компьютерный гений, смастеривший человекоподобного робота Ганса, и рядом с ним вполне традиционные Принц и Принцесса, Атаманша разбойников и ее дочка, и, разумеется, Герда, которой никакие козни нипочем.

Зато окружающий их мир переменился разительно: в нем остались только воспоминания и о снеге, и кондиционерах, и о холодильниках, а мороженое стало великой редкостью. Где снежные пустыни превратились в продуваемые раскаленным самумом пустынии не хватает разве что документальных кадров с австралийских пылавших полей…

Чисто музыкально «Снежная королева» нового поколения совсем не похожа ни на оперу-балет Михаила Раухвергера, ни на обошедшую немало сцен оперу Сергея Баневича. Глобальное потепление принесло не только повышение температуры, но и полную смену музыкальных «одежд». Произведение Покидченко представляет собой динамичный и компактный мюзикл в очень модном сегодня стиле стимпанк, подразумевающем резкое смешение вполне традиционного музыкального языка позапрошлого века с самыми необычными, иногда даже немного шокирующими сегодняшними приёмами музыкантов-авангардистов.

Вышло и органично, и увлекательно, и даже весело. Жаль только, что поют – и поют весьма недурно – солисты под не слишком высокого качества фонограмму, и звуковой баланс между нею и голосами нередко нарушается. При этом дикция солистов (за исключением исполнительницы роли Снежной королевы Ольги Давыдовой) оставляет желать много-много лучшего. Прямо хоть бегущую строчку запускай… Так что не только детям, но и взрослым зрителям приходилось судить о ходе действия главным образом по диалогам.

Однако, как и в «Аладдине», все заканчивается традиционным happy endом. Тряхнувшая стариной Снежная королева превратит своего мучителя в отвратительную ледышку, а к детям и взрослым будет прилетать только для того, чтобы покрыть землю снегом, а окна – морозными узорами…  Вот только прилетает она, даже под Новый год и Рождество – все реже.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии