С цифрами и фактами События

С цифрами и фактами

Завершился второй цикл III Всероссийского музыкального конкурса, проводимого Федеральной дирекцией фестивальных и музыкальных программ «Росконцерт». В нем приняли участие оперно-симфонические дирижеры, хоровые дирижеры и камерные ансамбли.

По регламенту конкурсные прослушивания проходили во всех федеральных округах России с финальным туром в Москве. Для одаренных молодых музыкантов, живущих в отдаленных регионах, проведение прослушиваний на местах, куда приезжало специальное жюри, – уникальный шанс заявить о себе. Исключение составила номинация «Оперно-симфоническое дирижирование»: ввиду особой специфичности специальности прослушивания всех трех туров проходили в Москве, в Большом зале Московского Дома композиторов.

Жюри финального этапа возглавили: народный артист России, профессор МГК имени П. И. Чайковского, президент Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей Александр Бондурянский («Камерные ансамбли»); народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого хора РГМЦ «Мастера хорового пения», профессор, заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства МГК имени П. И. Чайковского Лев Конторович («Хоровое дирижирование»); народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Государственной академической Московской филармонии, профессор Юрий Симонов («Оперно-симфоническое дирижирование»).

Было подано 106 заявок на хоровое дирижирование, 75 – от оперно-симфонических дирижеров, претендовали на участие в отборе 67 камерных ансамблей (224 человека). Если рассмотреть по регионам, то наибольшая активность наблюдалась в Центральном федеральном округе – оттуда пришло 50 заявок, примерно на равных проявили себя Уральский (27), Сибирский (26), Южный (25) и Северо-Кавказский федеральные округа (25). Всего 10 заявок пришло из Дальневосточного федерального округа.

Наибольшее число заявок по специальности «Оперно-­симфоническое дирижирование» поступило из Центрального федерального округа (20), «Хоровое дирижирование» – из Приволжского (27), «Камерные ансамбли» – из Северо-­Западного федерального округа (16).


Андрей Малышев,
генеральный директор ФГБУК «Росконцерт»

Всероссийский музыкальный конкурс уникален по ряду причин. В первую очередь он впечатляет своими масштабами. Наверное, трудно найти в мире творческое состязание, охватывающее все специальности музыкального исполнительского искусства и одновременно такой широкий географический пласт. Но еще важнее то, что молодые таланты получают путевку в жизнь, не выезжая из родных городов: жюри проводит прослушивания на местах, что уже является исключительным шансом для исполнителей, а также организует мастер-классы, передавая бесценный опыт молодому поколению.

Также конкурс оказывает колоссальную поддержку исполнителям, давая им возможность заявить о себе перед ведущими мастерами отечественного музыкального искусства, но особенную, очень важную роль он играет для молодых дирижеров.

«Оперно-симфоническое дирижирование» – это отдельная номинация, требующая пристального внимания со стороны музыкального сообщества и в целом общественности ввиду своей специфичности: во-первых, дирижеру сложнее других начать профессиональную жизнь, так как его главный инструмент – оркестр, доступа к которому у студента или выпускника ВУЗа нет. Во-вторых, дирижерских конкурсов в мире и тем более в России крайне мало, поэтому Всероссийский музыкальный конкурс, проходящий раз в четыре года по данной специальности, особенно ценен – это уникальный шанс для дирижера заявить о себе. Как показывает время, лауреаты прошлых конкурсов успешно работают руководителями оркестров и активно гастролируют. Среди них, например, Валентин Урюпин, Димитрис Ботинис, Алексей Рубин, Тимур Зангиев, которые уже широко известны не только российскому, но и зарубежному зрителю.

Конкурс проводит мониторинг в сфере музыкального образования и задает учреждениям высокую планку. Ежегодно члены жюри разрабатывают программу высокого исполнительского уровня, которая позволяет осуществить профессиональную сверку всего российского музыкального образования и перспектив развития исполнительского искусства в стране. Результаты Всероссийского музыкального конкурса представляют собой готовые аналитические отчеты для компетентных органов в сфере образования.


Лауреаты конкурса

Хоровое дирижирование

II премию конкурса вручили Даниилу Лашину (Санкт-Петербург), Данилу Лукину (Москва) и Марине Лупарь (Ростов-на-Дону). III премии были удостоены Кирилл Кадыков (Москва), Алексей Плева (Нижний Новгород) и Галина Цывинская (Москва). Дипломантами конкурса стали: Виктория Агабабова (Нижний Новгород), Мария Аранбицкая (Екатеринбург), Лилит Камелина (Казань).

Оперно-симфоническое дирижирование

По специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» лауреатами стали Никита Сорокин (II премия), Николай Цинман (II премия), Андрей Колясников (III премия) и Хетаг Тедеев (III премия). Церемония награждения и гала-концерт лауреатов состоялись в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

Камерные ансамбли

Конкурс по специальности «Камерные ансамбли» проходил в двух номинациях: «Фортепианное трио» и «Струнный квартет».

Лауреатами первой и второй премий в номинации «Фортепианное трио» стали ансамбли Московской консерватории.

Первую премию завоевало фортепианное трио в составе: Никита Каплунов, Арина Зеленина, Владислав Алмакаев. Вторую премию – фортепианное трио в составе: Виталий Стариков, Екатерина Кузеванова, Евгения Моргунова. Второй премии также удостоено фортепианное трио Казанской консерватории (Зульфат Фахразиев, Дина Хисанбеева, Сергей Пономарев). Третью премию вручили фортепианному трио «Spirituoso» Санкт-Петербургской консерватории (Анастасия Галенина, Екатерина Яркова, Никита Корзухин).

Лауреатами в номинации «Струнный квартет» стали: струнный квартет «Matisse» Московской консерватории в составе: Татьяна Полякова, Роман Викулов, Екатерина Татаринцева, Лидия Аристова (II премия), струнный квартет Санкт-Петербургской консерватории в составе: Елизавета Глазунова, Евгения Садовникова, Давид Бекеле, Михаил Гранов (II премия).

Третьей премией отмечены: «Сибирский квартет» Новосибирской консерватории (Вероника Свешникова, Алена Косачева, Станислав Широких, Ярослав Кучерявых) и «Ауэр-квартет» (Элина Друх, Александра Патрикеева, Надежда Чумовицкая, Татьяна Тутынина).

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»