Песнь о земле, небесах и истории События

Песнь о земле, небесах и истории

Премьеры Сергея Невского, Алексея Ретинского и Лучано Берио от Теодора Курентзиса

Каждый приезд коллектива musicAeterna и его шефа Теодора Курентзиса вызывает повышенный ажиотаж среди московской публики. Довольно продолжительные февральские гастроли пермяков были связаны с показами двух работ их театра в конкурсной программе «Золотой Маски» – балета «Золушка» Сергея Прокофьева и оперы Cantos Алексея Сюмака, написанной специально для Курентзиса. На этом маэстро не остановился и развил тему новых партитур ночным концертом (начало в 21.00 с опозданием, окончание за полночь) в Большом зале консерватории, где испытывал на прочность свою восторженную аудиторию сочинениями наших современников Алексея Ретинского и Сергея Невского, а также классика послевоенного авангарда Лучано Берио. Программа один раз частично исполнялась в Перми, но от этого не утратила свою радикальность.

Параллельно с выступлениями для всех желающих пять дней шли занятия «Лаборатории современного зрителя» (пермское ноу-хау, в Москве проводится уже второй раз), где все имеющиеся в наличии композиторы (то есть, Невский, Ретинский и Сюмак) учили слушать свою непривычную музыку. Это очень симпатичная и нужная демонстрация открытости и добрых намерений.

Ретинский – совсем новое имя: 31 год, родился в Симферополе, живет в Вене, учился сначала в Киеве, потом в Цюрихе и Граце, среди учителей – знаменитый австрийско-швейцарский композитор Беат Фуррер. Для первого знакомства российской публики с его творчеством Курентзис выбрал заключительную пятую часть из цикла Марианских Антифонов для смешанного хора и ударных под названием Salve Regina («Славься, Царица»). Старинный латинский текст сочетается с тончайшим, невесомым, изобретательным хоровым кружевом и общей просветленной ритуальностью – то есть идеально подходит одетому в рясы хору musicAeterna для пополнения репертуара.

Молитва Ретинского начинала консерваторский концерт и служила увертюрой. После нее на своем законном сольном месте перед антрактом стоял Скрипичный концерт одного из лидеров композиторского поколения 40‑летних Сергея Невского, написанный для последовательной воительницы с традиционной филармонической скукой Елены Ревич. Здесь скучать не приходилось. Перед исполнением дирижер попросил музыкантов продемонстрировать публике некоторые композиторские находки, использованные в партитуре,– например, звон граненых стаканов и позвякивание вилки о тарелку в партии ударника.

Но композитор вовсе не шутит. Наоборот – с помощью огромного количества наплывающих музыкальных событий он выстраивает предельно серьезный диалог современного человека с трехсотлетней историей жанра. Название сочинения Cloud Graund отсылает одновременно к современному облачному хранилищу данных и английской барочной традиции граундов-вариаций на неизменный бас. Усиленная микрофоном сольная скрипка, партия которой в какой‑то момент взрывается настоящей, почти романтической каденцией, самоотверженно тянет истончившуюся нить личного высказывания.

Все второе отделение концерта занял опус магнум Лучано Берио невероятной мощи и сложности – Coro (1976) для 40 певцов и 44 инструменталистов, рассаженных попарно и превращенных в огромный ансамбль солистов. Берио называл свое сочинение «антологией разных способов композиции». В нем он использовал стихи Пабло Неруды из сборника «Место жительства – Земля», народные песни о любви и труде, различные музыкальные документы с разных концов мира, вплоть до уличных криков Лондона. Разноязыкая, полиэтническая вавилонская башня XX века или провозвестник современного мультикультурализма, Coro – скорее великая легенда, чем реальный кандидат для размещения на афишах концертных залов. У Курентзиса это сочинение, можно сказать, в репертуаре – в прошлом году было целое европейское турне хоровой части musicAeterna совместно с Малеровским оркестром. Одоление этой вершины стоит отнести к самым героическим свершениям пермского коллектива, в первую очередь, хора – чуткого, умного, увлеченного, владеющего всеми языками и стилями и доведенного хормейстером Виталием Полонским до запредельного совершенства.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди