Блестит ли золото Рейна? События

Блестит ли золото Рейна?

Обзор театральной жизни Дюссельдорфа, Дуйсбурга и Эссена

Очередной штурм вагнеровской тетралогии Немецкая опера на Рейне начала в прошлом году, представив в конце того сезона первую оперу цикла «Золото Рейна». Его действие режиссер Дитрих Хильсдорф развернул в интерьерах (сценограф Дитер Рихтер) начала прошлого века – утонченной и беременной вселенской катастрофой стилистике декаданса.

В «Валькирии», премьеру которой довелось увидеть в конце января, режиссер продолжает свой рассказ: действие второй части явно происходит уже в период Первой мировой войны, столетие бесславного для Германии окончания которой отмечается в наступившем году. Все три акта разворачиваются в едином мрачном пространстве: огромная закопченная зала с высокими окнами, с проломанным потолком и невесть откуда проросшем в ее середине безжизненным стволом заветного ясеня погружают зрителя в тревожную военную атмосферу. Камуфляж Вотана и Зигмунда, огнестрельное оружие Хундинга, из которого он в конце второго акта убивает соперника, чопорное черное платье Фрики и красные «революционные» наряды валькирий однозначно отсылают нас к временам великой мировой бойни столетней давности. Идея Хильсдорфа очевидна: мифическую сагу тетралогии он рассказывает последовательно на примере самого жестокого в истории человечества столетия – двадцатого, намекая на то, что великий композитор в своем главном творении не только обобщал прошлое человечества, но и прозревал его будущее. При этом некоторые логические накладки, неизбежные при совмещении мифа и реальной истории, режиссера мало волнуют – как и большинство его коллег, охотно перелицовывающих эпохи и смешивающих конфликтующие, разнородные ингредиенты: в начале второго акта все участники драмы мирно попивают пиво за одним большим столом, Хундинг и Зиглинда преспокойно вместе выслушивают тяжелые выговоры Фрики Вотану, и пр. Впрочем, десятилетия усиленного внедрения режиссерской оперы, похоже, уже сделали свою работу: то, что происходит на сцене, по сути, уже очень мало волнует публику. Картинка занимательна, но она абсолютно факультативна к тому, о чем собственно повествует опера: в основном все слушают музыку Вагнера, которая, конечно, по силе своего эмоционального воздействия невероятна и способна затмить любой постановочный волюнтаризм.

Музыкальный уровень новой продукции – выше всяких похвал. В Германии, конечно, вообще умеют играть Вагнера – имеют к этому вкус и понимание, однако качество, предложенное Рейнской оперой, вызывает не уважение и интерес, а настоящий восторг. Объемно и фактурно звучащий оркестр под водительством главного дирижера театра Акселя Кобера творит настоящие чудеса, достигая высот эмоционального напряжения, при этом сохраняя идеальный баланс с вокалистами, что само по себе непросто и удивительно. Впечатляют и вокальные работы: подлинно героический тенор, с легкостью прорезающий оркестровые толщи Корби Велш (Зигмунд), глубокий и зычный, с настоящими темными низами бас Сами Луттинен (Хундинг), властный и сильный бас Саймон Нил (Вотан), три ярких сопрано – звонкая, как сталь, и ожидаемо мощная байройтская звезда Линда Уотсон (Брунгильда), требовательная и нескучная в речитативах Рене Морлок (Фрика), трепетная, вызывающая подлинное сочувствие Элисабет Стрид (Зиглинда).

На второй сцене Рейнской оперы в Дуйсбурге прошла вторая серия премьерных показов (первая состоялась в Дюссельдорфе в ноябре 2017‑го) «Мадам Баттерфляй» в постановке уроженца Андорры Джоана Антона Реци (копродукция с фестивалем в Пераладе). Кроме кимоно главной героини и некоторых причесок в ней почти совсем ничего нет узнаваемо японского: режиссер в союзе со сценографом Альфонсом Флоресом и художником по костюмам Мерсе Паломой сознательно лишают историю гейши из Нагасаки привычного декоративного антуража. Действие перенесено в 1940‑е годы, причем первый акт полностью помещен в американское консульство: стройные высокие колонны явно отсылают к колониальной архитектуре. В его финале, когда Пинкертон покидает свою японскую супругу (благодаря кругу ложе новобрачных «уплывает» за легкий задник, а когда вновь появляется, зрители видят уже оставленную гейшу), сразу после знаменитого любовного дуэта следует мощный взрыв: колониальные колонны исчезают, на сцене остаются груды камней – тот самый взрыв 9 августа 1945 года (американская атомная бомбардировка) делит оперу и жизнь ее обитателей надвое. Два следующих акта разворачиваются на «обломках цивилизации»: Чио-Чио-сан с сыном и Сузуки живет в палатке, сделанной из американского флага, а вокруг них – выжженная взрывом пустыня. Логика режиссерской оперы и здесь очень странна: она пытается зарифмовать немотивированный по силе американский военный удар с предательством Пинкертона – красивая параллель, но абсурдная с точки зрения театра жизненной правды (веризма) Джакомо Пуччини.

Итальянская трагедия исполнена весьма качественно, но без блеска, отличавшего «Валькирию». Оркестр под управлением узбекского маэстро Азиза Шохакимова звучит по‑итальянски сочно и красиво, достигая градуса высокой экзальтации, однако вокалисты скорее приемлемы, нежели восхитительны. Лиана Алексанян в целом убедительна как титульная героиня, но вокально состоятельна в большей степени в верхнем регистре, первая же октава остается недостаточно озвученной. Красавец Эдуардо Аладрен (известный Москве по прошлогодней концертной «Тоске» в «Новой Опере») обладает убойной силы тенором и уверенными, хотя и резкими верхами: в целом Пинкертон – партия для него, но несколько недостает нюансов. Мягкий баритон Рихарда Шведы (Шарплесс) и культурное меццо Эммы Свентелиус (Сузуки) более органичны в своих партиях, нежели главная лирическая пара.

Музыкальный театр в Эссене – творение великого финского архитектора Алвара Аалто – порадовал возобновлением вершинной оперы бельканто – «Нормой» (премьера состоялась осенью 2016 года). Она – плод сотворчества режиссеров Имоген Когге и Тобиаса Хохайзеля. Судя по военной форме Поллиона и его напарника Флавия, действие разворачивается вновь в годы Второй мировой войны, а вот какую неведомую цивилизацию / религиозную секту атакуют «римляне 20 века» (то есть, видимо, воины дуче), идентифицировать не удалось – но эфиопов (что было бы логично) в эссенских друидах признать весьма затруднительно, хотя некие обобщенно восточные мотивы в бело-черно-красных костюмах присутствуют. Декорации в данном случае также не помощники: галльские леса представлены абстрактными вертикальными выгородками, иногда концентрически закругленными. Храм друидов Ирминсул скромен и условен: несколько каменных блоков с круглым металлическим диском на вершине олицетворяют алтарь, а визуальной доминантой ряда картин предстает вполне себе реалистическая и современная кровать, на которой безмятежно почивают дети нарушившей обеты жрицы. На протяжении всего спектакля устойчиво ощущение, что все действие происходит где‑то вне сцены, а зритель видит лишь какие‑то побочные отголоски основных событий – в общем‑то, для оперы бельканто такой подход отнюдь не катастрофа, ибо вся ее драматургия заключена не в нарочитом артистизме или откровенном экшене, но в музыкальных красотах и прекрасном пении.

А вот с этим как раз было не все по высшему классу. Если к хору и оркестру, ведомым маэстро Фридрихом Хайдером, никаких вопросов нет – это было вдумчивое музицирование не без вдохновения,– то певцы не всегда соответствовали высоким стандартам бельканто. Сопрано Кати Пеллегрино вполне подходит для партий типа Леди Макбет, но никак не для Нормы: оно попросту некрасиво, резко на верхушках и не слишком виртуозно в колоратурных пассажах. Певица героически выдюживает партию, и артистически она в целом интересна, но для стиля Беллини этого явно недостаточно. Певшая ее соперницу Адальжизу Карин Стробос обладает более красивым, мягким и пластичным голосом, однако не всегда справляется с крайними верхними нотами. Тенор Джанлука Терранова по качеству звучания – образцовый Поллион (терпкий, с оттенком героики голос, при этом превосходно владеющий кантиленой), однако весьма вялый артистически. Красивый бас Тийля Фавейтса (Оровезо) ограничен по диапазону: верхи даются с напряжением, а низы лишены полноценной глубины.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии