От Глинки до Метнера… и далее Релизы

От Глинки до Метнера… и далее

Фирма «Мелодия» выпустила «Антологию русской симфонической музыки»

Инициатором «Антологии» в свое время явился Евгений Федорович Светланов. Он начал записывать русскую музыку скрупулезно, шаг за шагом – с начала 1960‑х и до начала 1990‑х годов: большая часть осуществлена с Госоркестром, который он возглавлял 35 лет, есть записи с оркестром Большого театра.

В первом томе 56 дисков – от Михаила Глинки до Николая Метнера. Во втором столько же – от Глазунова до Щедрина (и он называется чуть иначе – «Антологией русской и советской симфонической музыки»). Ну а третий, заключительный том – самый компактный (10 дисков плюс один бонусный) – это вокально-хоровая музыка России конца XIX – XX века.

Все в целом представляет громадный интерес для самых разных людей. Для коллекционеров – это раритет, художественная ценность, потому что тираж всего 1000 экземпляров, и понятно, что очень скоро приобрести эти издания будет невозможно. Для любителей музыки – прекрасный подарок, себе или единомышленникам. Для музыкантов, исследователей, музыковедов, словом, всех, кто внутри профессии,– это мощный источник новой информации, так как многое, кроме как на этих дисках, больше и услышать‑то негде. Ну а для дирижеров это, на мой взгляд, настоящее пособие – из Антологии можно «ложками черпать» забытые произведения, брать свежие идеи программ. А какой здесь кладезь бисовых номеров! Мне, честно говоря, даже странно, что еще не растащили – не разобрали все эти сокровища…

Ну и это, конечно, исторический документ, который дает представление о русской симфонической музыке гораздо более полное, чем оно было у нас до сих пор.

Приглядимся пристальнее к первому тому. Здесь в основе наши композиторы-тяжеловесы: Чайковский (25 CD) и Римский-Корсаков (7), но также Глинка (3), Бородин, Мусоргский, Балакирев (все по 2 CD), Даргомыжский, Лядов, Аренский, Калинников, Ляпунов, Танеев, Метнер – это, по сути дела, их полное симфоническое собрание.

При этом, наряду со всем известными блокбастерами в эталонном светлановском звучании – симфониями, сюитами, фантазиями, пьесами, симфоническими фрагментами из опер,– много редкостей, и они‑то, на мой взгляд, более всего и интересны.

Есть такие эксклюзивы даже у Чайковского: например, концертная фантазия Чайковского в записи пианиста Михаила Банка и ГАСО под управлением Светланова, впервые в этой Антологии изданная не на виниле, а на компакт-диске. Или его же Торжественная увертюра на датский гимн, заказанная композитору по случаю бракосочетания будущего императора Александра III с принцессой Дагмарой Датской.

«Из “Датской увертюры” выйдет вещь репертуарная, ибо она… по качеству музыки куда лучше “1812 года”». Поразительно, насколько ошибся автор! Как мы знаем, все получилось как раз наоборот, хотя это и несправедливо: музыка‑то в самом деле хороша.

Кто и когда слышал «Марш на взятие Карса» Мусоргского? Или неоконченную Третью симфонию Бородина? А здесь все это есть.

Любопытство Евгения Светланова открывает нам и забытые ноты Римского-Корсакова – например, симфоническую картину «Сказка», написанную на пушкинский пролог к «Руслану и Людмиле». «Сказка моя, во‑первых, русская, во‑вторых, волшебная». О да! И – добавим – просто очаровательная.

Продолжая выискивать изюминки, я натолкнулась на «Польку» Глинки с подзаголовком «Первоначальная». Это позднее сочинение, написанное для фортепиано в четыре руки, но впоследствии оркестрованное Балакиревым. Как писал критик Владимир Стасов, «это маленькое юмористическое инструментальное скерцо, полное оригинальности и перемешанное с веселыми карикатурами на сочинения Анри Герца и других фортепианистов. Один из немногих образцов сочинения Глинки в комическом роде».

А диск Даргомыжского – просто чудо! Как жаль, что музыка второго (хронологически) русского классика почти не звучит – ни в оперном театре, ни в концертном зале. Здесь собрано самое сладкое из его симфонических опусов – «Баба Яга», «Казачок», фрагменты из «Русалки», и вот, кстати, шикарное «Болеро», написанное в конце 1830‑х. Мало кто знает, что это первое обращение к испанской теме в русской симфонической музыке. Только потом, в 40‑х, появились знаменитые испанские увертюры Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».

Да что говорить! В «Антологии» – целая россыпь незаслуженно забытых вещей наших классиков: Балакирева (например, музыка к пьесе Шекспира «Король Лир» или оркестровые переложения четырех пьес Шопена), Направника (фрагменты из оперы «Дубровский»), А. Рубинштейна (Вальс-каприс), Аренского (сюиты, симфонии, увертюра к опере «Сон на Волге», которой восхищался Чайковский), Лядова (помимо всем известных «Бабы Яги», «Волшебного озера» и «Кикиморы» это, например, полонезы и «Танец амазонки»), Ляпунова, испытавшего большое влияние Балакирева – отсюда и его интерес к Шопену (симфоническая поэма «Желязова Воля») и к Востоку (поэма «Гашиш»). Конечно, в этом ряду и сочинения Танеева (симфония № 4 и фрагменты из оперы «Орестея») и Калинникова. Помимо известных его симфоний, здесь сочинения, которые совсем не на слуху: симфонические картины «Кедр и пальма», «Нимфы», музыка к драме А. К. Толстого «Царь Борис» – даже странно, что композитор, который прожил всего 35 лет, успел столько сочинить.

Завершается первый том диском Николая Метнера с записью двух фортепианных концертов в исполнении Татьяны Николаевой и Абрама Шацкеса в сопровождении ГАСО. Но это еще не все. Настоящим, весьма изысканным финалом стал 56‑й бонусный диск, в котором Евгений Светланов играет фортепианные сочинения Метнера. Да как! На первый взгляд странно: собрание симфонической музыки венчает фортепианный альбом. Но логика издателей понятна: наставницей Евгения Федоровича была ученица Метнера пианистка Мария Гурвич. И очевидно, именно благодаря ей Светланов так глубоко проникся музыкой этого композитора, постоянно включал ее в свои фортепианные вечера, чувствуя с Метнером какую‑то особую связь.

В целом же «Антология» – это не только самое полное собрание русской симфонической музыки, это и персональная коллекция записей самого Евгения Светланова. Даже, если хотите,– памятник великому русскому дирижеру, которому, кстати, в этом году исполняется 90 лет со дня рождения. Лучшего подарка невозможно
придумать.

https://melody.su/catalog/classic/36985/