Beethoven. Complete Symphonies <br>Ádám Fischer. Danish Chamber Orchestra <br>Naxos
Релизы

Beethoven. Complete Symphonies
Ádám Fischer. Danish Chamber Orchestra
Naxos

На каждый год приходится по несколько десятков юбилеев композиторов, как известных, так и забытых. Для многих коллективов это повод «пошарить» в копилке мировой музыки и исполнить то, что им в ином случае никогда бы не удалось. По-видимому, именно 250-летием со дня рождения Людвига ван Бетховена объясняется выбор Адама Фишера и Датского камерного оркестра, осуществившего в 2019 году запись всех девяти симфоний юбиляра. Бетховен, творивший на рубеже веков, острее, чем кто-либо, ощущал конфликт между старым классицистским стилем, построенным на гармонии и балансе, и новым романтическим стилем, полным неустойчивости и психологических страданий. Но если слушать Фишера в отрыве от контекста, цикл воспринимается как продолжение симфоний и концертов Моцарта, которых он переиграл с Датским оркестром несчетное количество. Преимущества камерного состава очевидны, как только фактура разрежается достаточно, чтобы отдельные инструменты могли выйти на первый план. Сольные эпизоды деревянных духовых – фагот в скерцо Четвертой симфонии, гобой в первой части Пятой симфонии, флейта в «Грозе» Шестой симфонии – технически и темб­рово безупречны, а струнная группа изысканна.

Обычно оркестр с неохотой воспринимает любые изменения темпа, и даже опытному дирижеру непросто их «раскачать». Под руками Фишера музыканты словно объединяются в одного исполнителя, настолько легко и естественно они то взрываются энергией, то замирают в ожидании следующего подъема. Перед глазами сразу встает тот знаменитый портрет Бетховена, где он метает молнии из глаз и гордо вскидывает всклокоченные волосы…

Конечно, для Бетховена такое количество rubato несколько необычно (можно припомнить у Плетнёва похожий подход, но значительно скромнее) и иногда делает музыку слишком бытовой, но Фишер явно и стремился показать Бетховена «с человеческим лицом».

Для тех, кто привык к грандиозным полотнам Караяна и Шолти, в новинку будет и трактовка финала Девятой симфонии: певцы-солисты поют скорее в манере оперного бельканто, мягко и легко, нежели в типично ораториальном стиле с пафосом. Перед нами букет скандинавских талантов: шведская сопрано Сара Светлики, более известная по роли Микаэлы в «Кармен»; специалист по оратории и Lied датский контратенор Мортен Гров Франдсен; турецко-австрийский тенор Илькер Аркаюрек, который уже ранее участвовал в исполнении этой симфонии в Королевском Альберт-холле; и именитый датский оперный певец-баритон Ларс Мёллер. Контратенор здесь заменяет партию меццо-сопрано, что показывает осведомленность Фишера о современных тенденциях.

При всей неоднозначности концепция Фишера выглядит цельно, и именно последние 20 минут коллекции скрепляют ее вместе. Запись получила премию ICMA и предлагает неординарный, свежий взгляд на вдоль и поперек перепаханное поле симфоний Бетховена.