Лариса Кириллина: <br>Бетховену всегда не хватало октав
Год Бетховена

Лариса Кириллина:
Бетховену всегда не хватало октав

Автор серьезного буклета, сопровождающего бокс всех сонат Бетховена на исторических инструментах, автор книг об этом композиторе Лариса Кириллина (ЛК) обсудила с Ольгой Русановой (ОР), зачем возвращаться к старым инструментам.

ОР В чем смысл этого проекта, почему он так важен?

ЛК Для меня он важен потому, что это Бетховен, максимально приближенный к звуковому подлиннику. И вместе с тем это не музей. Эти записи не производят впечатления ­чего-то законсервированного, это не «дела давно минувших дней», а очень живая музыка, даже более того: именно в этом звучании она временами гораздо более живая, чем в сугубо академическом исполнении на современных концертных инструментах. Для меня это самое главное. Это путь к новому слышанию, пониманию Бетховена, при этом на почве исторических знаний.

ОР Исторические инструменты в основном имеют небольшой охват – 5–6 октав. А какой максимальный диапазон в произведениях Бетховена?

ЛК Сколько у него было под руками – столько он и использовал. У него в сонатах, вообще в фортепианной музыке всегда используется вся клавиатура до краев, иногда ему не хватает нот, ему всегда нужно больше. Я думаю, даже если бы ему дали современный «Стейнвей», ему все равно было бы мало. Поэтому всегда по фактуре сонаты можно предположить, для какого инструмента или типа инструмента она предназначалась, что у него было в распоряжении.

ОР Но в целом – можно играть Бетховена на пятиоктавных инструментах?

ЛК Кое-что можно, а кое-что нет. Однажды я невольно провела такой эксперимент. К­ак-то в третьем корпусе консерватории нашими соседями оказался факультет ФИСИИ (факультет исторического и современного исполнительского искусства – Прим. ред.). И иногда к нам в класс «приходили в гости» инструменты, для которых у них не хватало места: то клавесинчик «подкинут», то пианофорте. Однажды я пришла на работу рано утром, думаю: студентов нет, сейчас поиграю поздние сонаты Бетховена – в частности, ля-бемоль-­мажорную опус 110 (№ 31). Села за пианофорте и вижу, что клавиатуры не хватает: они уже писались для инструмента с большим диапазоном, как минимум в 6 октав.

ОР Бетховену вы посвятили свою книгу в серии ЖЗЛ (2015), теперь снова возвращаетесь к нему. Какая это будет книга?

ЛК «Бетховен и его русские меценаты» – научное исследование с использованием архивных материалов. В основном она про людей, а не про музыку, хотя музыка, конечно же, там тоже присутствует.

ОР Много ли было этих русских?

ЛК Ну, как сказать? Были немцы, находившиеся на русской службе, я их тоже беру – это интересные люди. Был посол граф Разумовский – выдающаяся личность, он жил в Вене постоянно и с Бетховеном контактировал много лет. Императорская чета Александр I и Елизавета Алексеевна – про них у меня целая глава. Ну и Николай Борисович Голицын, который лично с композитором не общался, но в переписке состоял. Вот и получается, что шесть квартетов из шестнадцати (!) посвящены русским меценатам, которые довольно щедро Бетховену помогали.

Девять врат в царство познания души Год Бетховена

Девять врат в царство познания души

На лейбле PentatonE вышли бетховенские симфонии в исполнении Марека Яновского и Симфонического оркестра Западногерманского радио

И еще на 250 лет Год Бетховена

И еще на 250 лет

В год бетховенского юбилея Вена должна была стать одним из главных центров чествования великого композитора.

Дверь в иное Год Бетховена

Дверь в иное

По случаю 250-летия Людвига ван Бетховена журнал «Музыкальная жизнь» провел юбилейный опрос современных российских композиторов.

Бетховен для страждущего человечества Год Бетховена

Бетховен для страждущего человечества

Герой романа Томаса Манна «Доктор Фаустус» композитор Адриан Леверкюн в порыве мрачного отчаяния хотел отнять у людей Девятую симфонию Бетховена: «Я понял, этого быть не должно.