Захватывающий масштаб События

Захватывающий масштаб

Валерий Гергиев и его команда в «Симоне Бокканегре» Верди

«Симона Бокканегру» москвичи знают по гастрольным спектаклям – «Ла Скала» привозил этот герметичный шедевр Верди два раза, сначала в дальнем 1974 году, потом в недалеком 2015‑м. Первый раз спектакль заставил зрителей напрячься и застыть от восхищения – могучий Джорджо Стрелер не побоялся мрачности и скорбности музыки, великий Клаудио Аббадо развернул ее как фреску Микеланджело. Во второй раз дело обстояло гораздо хуже, и нет никакой необходимости описывать известную потертость и даже определенную заштатность показанного (дирижер Мунг-Вун Чунг, режиссер Федерико Тьецци).

Мариинский театр пережил сценическую премьеру в феврале 2016 года (совместная постановка с венецианским театром «Ла Фениче»), а в Москву привез концертное исполнение. И надо сказать, этой акцией потряс искушенную московскую публику. Зрители буквально взорвались от восторга и долго не отпускали триумфаторов. Попробуем разобраться, как петербуржцы добились такого безоговорочного успеха.

Валерий Гергиев выбирает, естественно, вторую редакцию оперы, 1881 года, в которой либретто подверглось переработке Арриго Бойто. Гергиев подчеркивает редкостную для Верди закрытость, герметичность музыкальной конструкции и выводит на первый план цельность художественной мысли, к которой мы у Верди вообще‑то вполне привыкли. Но здесь нет никаких броских ходов, никаких шикарных маршей или пышных хоров, ослепительных арий или убойных ансамблей. Музыка обладает невероятной естественностью, соразмерностью, увлекательной сочетаемостью драматического и лирического, общего и частного, гражданского и личностного.

В основе сюжета – борьба дожа, бывшего плебея, даже – ужас! – корсара, за терпимость и свободу, за гражданское и человеческое достоинство. Конечно, прекрасный XIV век и демократичная Генуя отходят на задний план, мы участвуем в сегодняшних вращениях судеб. Создается впечатление, что всю жизненную драму оперы Гергиев несет на своих плечах, как будто считает за честь говорить в наше время именно об этом. Разговор о значимости личности становится масштабным, даже вселенским. Никогда не преувеличивая звучности, строит Гергиев массовые сцены (безупречный хор под управлением Андрея Петренко). В сольных эпизодах царит такая искренность и лиричность, что у слушателей обрывается дыхание. Тончайший психологизм укладывается на одну плоскость с прорывом в «светлые дали». Собственно говоря, этими светлыми далями оказывается смерть, и в последнем диалоге с нею и главный герой оперы, и маэстро Гергиев проявляют такую открытость и непредвзятость, что скорбность и мрачность музыки Верди преображаются и становятся светоносными. Вообще говоря, материя музыки в этот вечер постоянно текла неостановимым, ясным, обезоруживающим потоком, увлекая в водовороты без принуждения. Мягкая и почти скрытая красота вердиевской партитуры, насыщаясь внутренними заострениями, становилась еще и знаком духовного аристократизма. Кажется, за него и боролся Валерий Гергиев в этой своей эпохальной работе. Оркестр и хор шли за ним слитно и вдохновенно.

Солисты тоже не отставали. Симона пел Владислав Сулимский, которого Москва помнит как выдающегося Онегина в спектакле Дмитрия Чернякова. Остается только восхищаться, с какой предельной самоотдачей исполнена партия и с каким мастерством воплощены все нюансы сложнейшей личности. Красивый, мощно льющийся голос, кажется, не знал никаких пределов и переходил от одной эмоции к другой спонтанно и обаятельно. Взрывы гнева или отчаяния доходили до нашего сердца так же прямо, как лирические посылы. И захватывающим эпизодом стал дуэт Симона с дочерью Марией.

Потому что в этой роли выступала еще одна звезда – Татьяна Сержан. Она меня потрясла в роли Аиды в авангардном спектакле «Дойче Опер» в Берлине. Там «эфиопская царевна» превратилась в лирическое облако, женщину-сновидение, которая являлась честолюбивому Радамесу поверх его повседневной жизни. Здесь роскошный голос Сержан, в котором опьяняющие верхи соперничают с рокочущей серединой и гулкими низами, до такой степени переставал «хвастаться» своими сверхдостоинствами, что это заставляло снять шляпу. Сержан сражалась за предельную выразительность. Внутри этой саги о семье и граде она образовывала мощное ядро, к которому приникали все герои и негерои. Она поддерживала Гергиева в его борьбе за аристократизм. Мария оказывалась носительницей высшего достоинства.

Рядом с ней сникала любовь пылкого Габриэля Адорно. Итальянский голос Отара Джорджикия, ученика великого Нодара Андгуладзе, разливался по‑соловьиному и никак не портил ткущееся полотно. Но его эмоции, порывы, поступки оказывались почти вне вéдения певца. Может быть, это в конкретной интерпретации было вполне справедливо – не любовь и не эротика служат предметом размышлений в «Симоне Бокканегре». Важнее противостояние двух политиков-гигантов – дожа и Якопо Фиеско, отца и деда Марии.

В роли Фиеско – Станислав Трофимов, которого мы в Москве могли запомнить по выступлению в «Орлеанской деве» на сцене Большого театра – тот Архиепископ запоминался всякому, у кого слух чувствителен к певческому калибру. Сам голос Трофимова как символ жизненной силы и духовной красоты. Он содержит внутри себя эталон порядочности и честности. Не знающий пощады Фиеско выходит в интерпретации Трофимова равным соперником Бокканегры, его монологи захватывают пространным колдованием, а в ансамблях он своим грозным словом делает борьбу умов устрашающей и трагичной. Нельзя не сказать слов восхищения и в адрес Романа Бурденко, который пел партию Паоло Альбиани. Роль эта вне центральной четверки, но поклонники «Симона» знают, что от нее зависит весь ход движения политической и человеческой интриги. Бурденко – певец первого положения, который поет и титульного героя в этой опере. Его художественный калибр сообщает ему бешеную силу в раскручивании разных противостояний. Он становится одним из главных персонажей, он на равных с ними. В плотном и мощном голосе Бурденко сосредоточено всё мировое зло – оно рушит и корежит законченную аристократичную вселенную, которую строит Гергиев по высшему чертежу Верди. Потому нас и заводит это звуковое действо до такой степени, что мы затаив дыхание жадно вслушиваемся во все детали споров и умиротворений.

Кто в этот вечер был primus inter pares, первым среди равных, сказать трудно. Именно поэтому и стала эта интерпретация подлинным исполнительским шедевром.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии