Пианист горних высей События

Пианист горних высей

К юбилею Григория Соколова

Апрель для петербуржцев давно стал месяцем ожидания единственного в России концерта Григория Соколова, к которому все готовятся, кажется, не менее серьезно, чем к причастию.

В этом году в силу ряда обстоятельств его выступление в Большом зале филармонии впервые должно было состояться за рамками привычного графика, а в июне. Когда по всему миру в марте стали вводить карантин, подумалось было о мощной интуиции этого пианиста, предвидевшего неладное. Однако, темные силы все же взяли верх, и теперь в июне концерт культового пианиста не состоится просто потому, что границы закрыты. Он должен был играть в родном Петербурге Прелюдию и фугу До-мажор Моцарта KV 394 (383a), сонату Ля-мажор №11 со знаменитым «Рондо в турецком стиле», рондо ля-минор KV 511, «Пестрые листки» и «Листки из альбома» Шумана. И это снова был бы концерт-исследование, концерт-гипотеза, концерт-исповедь, концерт-эссе. Например, на тему рондо как размышления на тему мифа о вечном возвращении. Мы слишком хорошо знаем, как играет Соколов, как ценит тишину и метафизику звука, его породу, генетические связи, красоту, чистоту и мягкую силу, – чтобы даже в отсутствие концерта представить себе, как бы это могло прозвучать.

Апрель часто бывает месяцем Пасхи – еврейской, католической, православной. В этом году день рождения Григория Соколова случился в канун православной Пасхи, обретя дополнительные смысловые вибрации. Как в игре Марии Юдиной запуганная душным и тяжелым режимом советская интеллигенция получала доступ к духовному кислороду, так и в исполнении Григория Соколова мы обретаем сегодня высокогорный экологический воздух, избавляясь от суеты мысли, дерготни быта, бессмысленных скоростей. Соколов как мало кто из пианистов приучает понимать язык музыки, уподобляя его своей речи, учитывая, что музыкант не дает ни телевизионных, ни каких других интервью. Свой 70-й день рождения он, подобно всем, проводит в изоляции в своем доме в Вероне. Музыкант выбрал благословенную итальянскую землю как территорию солнца и вдохновения. И у него тоже выступления перенеслись на неопределенный срок. Почти нет сомнений, что у тех, кто слушал живые выступления Соколова, иммунитет ко всякой грязи выработался стойкий, с которым не страшна никакая зараза. А потому пожелаем Григорию Липмановичу долгих и безоблачных лет жизни, чтобы он мог подарить миру еще много своих фортепианных философских откровений.

При всей признанности и объективности гения Григория Соколова у каждого – свой Соколов, о чем знаменитые музыканты высказались в своих воспоминаниях и поздравлениях.

Мария Гулегина, оперная певица

От всей души поздравляю Великого Музыканта с Днем рождения и всех нас с тем, что живем в одно время с ним и имеем счастье наслаждаться его Божественным Искусством! Здоровья Вам и сил, дорогой Григорий Липманович! Вы несете свет в этот Мир своей Музыкой! С огромным пиететом и фанатской любовью – Мария Гулегина. Концерты и сонаты Моцарта хранятся у меня в плейлисте любимой музыки. Я обожаю звук этого пианиста, этого очень особенного Человека!

Евхаристия в пасхальное воскресенье

Юлиан Милкис, кларнетист

Сегодня исполнилось 70 лет Григорию Соколову – не укладывается в голове… О нём уже многое написано, а со временем напишут ещё больше – книги, статьи; будут сняты документальные фильмы, в социальные сети выложат его концерты. Великий, уникальный, непревзойдённый, человек с другой планеты, обладающий удивительным интеллектом – подобных эпитетов наберётся на много страниц. Но у меня включилась машина времени: первый раз я услышал Гришу Соколова в 1966 году, сразу после его победы на конкурсе Чайковского, когда он играл в Alma Mater, нашей родной Ленинградской десятилетке Четвертую балладу Шопена и «Петрушку» Стравинского. Во время его выступления погас свет. Он продолжал, как ни в чём не бывало такую же идеальную, эталонную игру, к какой мы все уже давно привыкли. Перематываю время на много лет вперёд – Гриша играет Первый концерт Чайковского с Торонтским оркестром, которым дирижировал Юкка-Пекка Сарасте. Пусть меня простят – я не очень люблю этот концерт, но в его исполнении это было совершенно новое прочтение такого заезженного «шлягера» – какая прекрасная музыка! И теперь уже 2016 год, фестиваль в Вербье: три сонаты Гайдна и четыре экспромта Шуберта. 2017 – Фестиваль в городе Валетта: в первом отделении – поздний Моцарт, две сонаты и Фантазия и второе отделение – Двадцать седьмая и Тридцать вторая сонаты Бетховена. Когда слушатель спустя много лет помнит каждое произведение, каждую сыгранную фразу – что можно добавить? Дорогой Гриша, Многая лета! От души поздравляю Вас, до 120-ти, здоровья, музыки – для нас, благодарных слушателей в это такое не простое для всей многострадальной планеты время.

Лейф Уве Андснес, пианист

Помню, слушал записи ранних живых выступлений Григория Соколова и был глубоко впечатлен фокусировкой и требовательностью к своей игре. Помню Второй концерт Сен-Санса на конкурсе Чайковского – это была большая игра. Позднее я слышал его несколько раз уже на «живых» концертах. Мы с ним очень разные музыканты, Григорий обращает внимание на другие аспекты музыки, которые для меня иногда кажутся «иностранными». Но я был поражен ловкостью и сноровкой звука в его исполнении «Петрушки» Стравинского, ясностью в музыке Баха, пальцевой скоростью, легкостью и колоритом в его Куперене. Но кроме всего прочего он – главная фигура в мире фортепианного исполнительства и уникальная личность.

Бертран Шамайю, пианист

Не уверен, что смогу найти нужные слова. Но с уверенностью могу сказать, что восхищает меня (да и, вероятно, не только меня, а, полагаю, каждого слушателя) в игре Соколова помимо его незаурядных фортепианных способностей это весомость, плотность, насыщенность каждой музыкальной идеи, даже каждого звука, выходящего из-под его пальцев. Можно принимать или не принимать интерпретации Григория Соколова, но едва ли найдется слушатель, не испытавший на себе опыта гипнотического воздействия на его сольных концертах, что является признаком по-настоящему выдающегося интерпретатора. В этом видится результат длительного процесса проникновения в сердцевину музыкальной сущности каждого произведения, с которым он имеет дело. Очень глубокий и неторопливый процесс всей его жизни словно противостоит маниакальному пути, которым все мы (интерпретаторы, промоутеры, менеджеры) стремимся создать вокруг себя. Я думаю, всем нам следовало бы размышлять об этом, о бесценных уроках жизни Соколова, которые он дает нам, особенно в это тревожное covid-время.

Евгений Кисин, пианист

Григория Соколова я лично практически не знаю. Только однажды я подошёл к нему после его концерта 28 лет назад в амстердамском «Консертгебау». В программе вечера была Соль-мажорная соната Шуберта, три прелюдии Рахманинова и «Петрушка» Стравинского. Впечатления были прекрасные, поэтому я и решил его поздравить. Он спросил меня: «Вы здесь играете?», на что я ответил: «Я уже играл». Вот, кажется, и все.

Василий Петренко, дирижер

Феномен Григория Соколова в первую очередь отличает степень внутренней творческой свободы. Когда безупречная техника встречается с жаждой музыкального поиска, уважением к композитору и пониманием незначительности критических мнений. Когда знаешь, как должно звучать и не отвлекаешься на остальное, стремясь достичь это ускользающее «как должно звучать» всю свою жизнь. Его игру характеризует ключевое слово – целостность. Можно соглашаться или не соглашаться с его интерпретациями, но эту целостность, на мой взгляд, оспорить невозможно. Жаль, что Григорий Соколов не выступает с оркестрами, и у меня (скорее всего) не будет шанса с ним помузицировать.