«Золотой век», балет Релизы

«Золотой век», балет

в первой постановке были, например, западная (sic!) комсомолка и неодобряемые режимом танцы канкан, фокстрот, танго, чечетка, сцены бокса, игры в карты и футбольного матча

В 1982‑м Исаак Гликман и Юрий Григорович написали новое либретто. Конфликт перенесли туда, где создавался первый вариант сюжета – в Советский Союз 20‑х годов. «Золотой век» теперь – ресторан, герой – молодой рыбак Борис. Под псевдонимом «мадемуазель Марго» танцует Рита, из‑за которой возникает конфликт, а ее партнер Мсье Жак оказывается Яшкой – главарем банды. В качестве второстепенного, но важного персонажа появилась Люська, сообщница Яшки. Побеждают, конечно, молодые красивые рыбаки, вот только Люська при этом погибает…

Партитура энергична и бодра, заметны джазовые мотивы во главе с темой Винсента Юманса «Tea for Two», ставшей в оркестровке Шостаковича «Tahiti Trot». Хореография очень насыщена, танец вслед за музыкой смешивает классику и модерн так, что дыхание иногда перехватывает. Балетно-скульптурная точность пластики солистов, противостояние миров рыбаков и бандитов подано и музыкой, и шутками. Жаль лишь, что из хореографии, по сравнению с первым либретто, выпал футбольный матч.

Спектакль не скрывает агитационности, но постановка оказалась в центре борьбы советской власти с «формализмом в искусстве» – и это скрыло ее от публики на долгие годы. Но все варианты спектакля раскрывают понятие «Золотой век» – состояние человечества, живущего в гармонии, недостижимая мечта, которая сначала подается, как место, где хорошо отрицательным героям, а потом оказывается временем, в котором побеждают положительные. Хотя, кто тут какой – сейчас кто‑нибудь может и усомниться.

https://melody.su/catalog/dvd/37682/