Resound Beethoven <br>Symphonies 5 & 6 <br>Orchester Wiener Akademie <br>Martin Haselböck <br>Alpha
Релизы

Resound Beethoven
Symphonies 5 & 6
Orchester Wiener Akademie
Martin Haselböck
Alpha

В 2014 году австрийский дирижер и руководитель оркестра «Венская Академия» Мартин Хазельбёк организовал в Вене цикл необычных концертов симфонической музыки Бетховена. Каждое произведение должно быть исполнено (и записано) в том же концертном зале, в котором оно ­когда-то впервые прозвучало для венской публики XIX века. Помимо оригинального пространства и аутентичных инструментов, Хазельбёк воспроизвел состав, рассадку бетховенского оркестра, расположение хора (чаще впереди музыкантов) и даже местоположение слушателей в зале. Таким образом, проект Resound Beethoven предлагает пережить своеобразный опыт «исторически информированного слушания». Последним диском проекта стала запись Пятой и Шестой симфоний, премьера которых состоялась в программе бетховенской академии 1808 года в театре «Ан-дер-­Вин». Этот четырехчасовой марафон бетховенской музыки, включавший в себя две симфонии, фортепианный концерт, Хоральную фантазию и многое другое, занимает отдельное место в истории концертных скандалов и до сих пор будоражит воображение исследователей. Оригинальный концертный зал «Ан-дер-­Вин» пережил уже не одну реновацию и сегодня мало имеет общего с тем местом, где Бетховен ­когда-то грязно выругался на весь оркестр прямо посреди концерта. Поэтому Хазельбёк выбрал для записи небольшой зал в венском дворце Palais Niederösterreich, где с 1818 по 1827 прозвучали все девять бетховенских симфоний.

Глубокая, многослойная реверберация этого места в совокупности с его историческим значением смещает фокус внимания с «аутентичных» деталей исполнения – блистательного и высокоточного, тут нечего расписывать, – на восприятие общей, как бы обнимающей все происходящее атмосферы. Подобную диспозицию выразительных средств редко можно встретить даже на самых «исторически достоверных» записях классики, где центром содержания является все же историческая дотошность интерпретации. Хазельбёк разворачивает эту перспективу на 180 градусов и устраивает из музыки Бетховена «аутентичный» VR-сеанс – слушатель оказывается буквально окружен потоками парящего звука. Абсолютно небесно прозрачные флейты, порывы живых, избавленных от механистичного пульса струнных, медь, грандиозная сила которой поднимает весь оркестр над землей. Таким образом, суть проекта Хазельбёка не столько в эффекте «машины времени», сколько в том, чтобы дать слушателю возможность пережить эту музыку напрямую, чистым взглядом, представ один на один перед тем необъятным эмоциональным водоворотом, который ­когда-то кипел внутри конкретного живого человека из Вены XIX века.