Beethoven Reimagined <br>Gabriel Prokofiev <br>BBC National Orchestra of Wales <br>Yaniv Segal <br>Naxos
Релизы

Beethoven Reimagined
Gabriel Prokofiev
BBC National Orchestra of Wales
Yaniv Segal
Naxos

Если сосчитать количество концертов, театральных постановок и музыкальных проектов к 250-летию со дня рождения Бетховена, наберется не меньше полутора тысяч только за этот год. К юбилейной дате Naxos приурочил релиз с интригующим названием Beethoven Reimagined. Здесь собран нетипичный Бетховен: музыка мастера представлена от добротных оркестровок до дерзкой рекомпозиции. Для «обновления» были выбраны сочинения разных периодов – Скрипичная соната op. 30 № 2, единственная опера автора «Фиделио» и Девятая симфония, вершина творчества Бетховена.

Первые две работы выполнены композитором Гарреттом Шуманом и дирижером Янивом Сигалом, последняя – композитором и диджеем Габриэлем Прокофьевым. В оркестровке Скрипичной сонаты авторы хотели подчеркнуть драматизм камерной партитуры и показать близость симфоническим опусам Бетховена, в частности, Пятой симфонии. Второе сочинение на диске – опера «Фиделио», которая приобрела чисто инструментальную версию. Трехчастный цикл открывается музыкой из оригинальной увертюры (сейчас она известна как «Леонора» № 3 op. 72b), а также включает лучшие страницы оперы, такие как квартет Mir ist so wunderbar и хоровой финал O welche Lust из первого акта, Gott! Welch Dunkel hier! из второго акта. Обе партитуры, записанные на диске, выполнены с мастерским знанием оркестровки и тонким музыкальным вкусом.

Девятая симфония Бетховена – кропотливый поиск музыкального языка, когда из кусочков предыдущих тем собирается знаменитый финальный хор «Ода к радости». Известно, что немецкий композитор долго вынашивал эту музыкальную идею (прообраз темы радости появляется, к примеру, в ранней песне Seufzer eines Ungeliebten und Gegenliebe на стихи Г. А. Бюргера), постоянно переписывал и переделывал ее. В этом ключе ремикс Габриэля Прокофьева созвучен идее переосмысления материала, а шире – резонирует со страстью Бетховена к бесконечному переписыванию (чего стоит только несколько версий увертюры к «Фиделио»). Однако ставить ремикс Прокофьева в один ряд с самыми искушенными рекомпозициями современности не представляется возможным.

Написанная в 2011 году по заказу дирижера Джона Аксельрода и Orchestre national des Pays de la Loire, это робкая попытка диджея Прокофьева закрепиться в статусе академического композитора. Габриэль Прокофьев не делает последовательное преобразование исходного материала, подобно Хансу Цендеру в «Зимнем пути» или Максу Рихтеру в его рекомпозиции «Времен года» Вивальди, он создает ­что-то вроде слепка с Девятой симфонии, реакции на масштабную партитуру Бетховена.

Семичастный ремикс крайне эклектичен: начинается как пландерфоник (когда используется только материал симфонии Бетховена, без посторонних сэмплов и синтезаторов), затем начинает обрастать сэмплами в самых неожиданных местах. Классические идиомы неумело трансформируются в язык, близкий танцевальной стихии хип-хопа. По-видимому, Габриэль только нащупывает свои приемы, которые потом станут его «фишкой» (к примеру, в Концерте для саксофона или балетных партитурах): соединение струнной группы оркестра и мускульной энергии электронных ритмов, фанковое синкопированное движение, наплывы электроники на акустическое оркестровое звучание.

Совсем «инородным телом» выглядит Alla marcia, предпоследняя часть ремикса. Простенькая инструментовка и подчеркнутый восточный колорит были бы уместнее в саундтреке к диснеевскому «Аладдину», но никак не в контексте ремикса на Девятую симфонию. Ну и совсем уж по-ученически выглядит «радость узнавания» бетховенского Freude, schöner Götterfunken, Tochter aus Elysium в самых последних тактах.

Ремикс Девятой симфонии Габриэля Прокофьева вместе с оркестровыми версиями Гарретта Шумана и Янива Сигала ставит вопрос о богатейшем потенциале бетховенской музыки в ее всевозможных версиях и рекомпозициях, даже если это территория танцевальной электронной музыки. В этом опыте диску Beethoven Reimagined не хватило оригинальности и творческой свободы.