Открытый звук События

Открытый звук

В формате интернет-конференции прошел очередной концерт из цикла, задуманного Еврейским музеем и центром толерантности. Произведения Мориса Равеля, Эрнеста Блоха и Александра Кнайфеля исполнили солисты OpensoundOrchestra

Почти напутствием Царя Соломона, похожим на: «Все проходит и это пройдет», я в многочисленных жизненных ситуациях повторяю слова великого музыканта и мудрого человека Бруно Вальтера, а он считал, «что из всех земных пререканий есть только один выход – терпимость. И что терпимость неприемлема только в отношении одного-единственного образа мыслей – нетерпимости». Вот и сейчас эти слова подходят мне для того, чтобы начать рассказ об одном из экспериментальных событий во время карантинной (хочется верить, не генеральной) паузы в концертной жизни.

Я – за терпимость, толерантность. По отношению к самым разнообразным вариантам исполнительской практики при тех ограничениях, к которым принуждены сегодня люди искусства. Почему бы не расцвести всем цветам, то есть форматам: это могут быть профессиональные с точки зрения видеоряда и звукорежиссуры трансляции из Концертного зала имени П.И.Чайковского и Большого зала консерватории, а могут быть так называемые квартирники, когда средствами связи со слушателями становятся смартфон или ноутбук и пользовательская программа для интернет-конференций. Конечно, эти концерты превращаются в события более символического, чем собственно исполнительского значения, особенно в случае спонтанных квартирников, когда передача звука далеко не совершенна. Оценивать каждый из таких концертов следует как манифест стойкости и неодолимой потребности музыкантов в любых условиях заниматься своим делом. Но разве же этого мало?

Участники OpensoundOrchestra, как следует из самого названия, открыты звукам и звучанию разных эпох, стилей, направлений. Но, прежде всего, открыты новому и не страшатся его. Заглянув сейчас на весьма грамотный сайт коллектива, я убедилась в отсутствии у музыкантов каких бы то ни было предубеждений. Они сотрудничают с непохожими артистами – танцовщиком Сергеем Полуниным, Камерным хором Московской консерватории под руководством Александра Соловьёва и другими. Исполняют сочинения разных – действительно разных! – авторов. И рядом с именами Габриэля Прокофьева и Кузьмы Бодрова находим Эдуарда Артемьева, Алексея Рыбникова, Павла Турсунова. Я специально выделяю этого композитора: пресса не балует его вниманием, хотя это мастер прекрасной школы, отстаивающий свой взгляд на существо современного музыкального искусства, мелодист и колорист, опирающийся на всегда интересный национальный, в данном случае – таджикский, материал (балет «Ходжа Насреддин» и другие произведения). И вот показательно, с какой мобильностью удается музыкантам OpensoundOrchestra переместиться из одной национальной традиции в другую, принимая участие в цикле концертных программ «Еврейство в музыке: лица и личности».

Станислав Малышев

Задумка цикла прочитывается легко. Это имена композиторов, имеющих еврейские корни и (или) тех, кто в своем творчестве занят поиском еврейской идентичности, обращается к мотивам иудаизма, шире – иудейской культуры. Концентрированно эти черты выражены в знаменитом напеве без слов «Нигун» из сюиты «Баал Шем» Блоха. Своеобразным олицетворением того, что еврейская культура не обособлена и не закрыта, предстают сочинения Равеля. Не имея еврейских корней, он с большой вескостью обращался к ней в ряду других национальных мотивов. Они составили основу концерта. Общая концепция его такова, что пропорции рассказа и собственно исполнения музыки сместились в сторону первого, то есть повествования и пояснения, к которому присоединялись музыкальные иллюстрации. Это вполне отвечает еврейской традиции – толкователей и интерпретаторов Слова, а всех прочих явлений – посредством Слова. Поэтому музыку как бы вели за собой обширные и познавательные комментарии Артема Варгафтика, в равной степени осведомленного в вопросах музыки и еврейства.

Артем Варгафтик

За музыкальную часть отвечали основатели и лидеры OpensoundOrchestra скрипач Станислав Малышев и виолончелистка Ольга Калинова. Программа Zoom оказалась не самой идеальной платформой – звук периодически «подвисал», «шипел». Однако (несмотря на все препоны) техническое мастерство, осознанное отношение к фразировке и согласованность ансамбля, чувство партнера (особенно в оригинальном произведении Александра Кнайфеля, задумавшего соединить скрипку и виолончель в единый инструмент-организм violincello) были очевидны даже в столь экстремальных условиях домашнего концерта.

Я вижу главную его цель в просветительстве, которое способно быть по-настоящему действенным средством для того, чтобы сближать людей, народы и культуры. Итак, открытый звук и открытые сердца. Пусть рядом с ними в самое ближайшее время появится еще одно словосочетание – открытые залы, придя в которые мы сможем до конца оценить мастерство исполнителей. И в этой новой-старой реальности будем вспоминать об их мужестве, вопреки всему, оставаться музыкантами.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди