Геннадий Саченюк: <br>Интерес к творчеству Ансамбля Александрова по-прежнему высок Персона

Геннадий Саченюк:
Интерес к творчеству Ансамбля Александрова по-прежнему высок

Для легендарного Дважды Краснознаменного ордена Красной Звезды академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова День Победы – двойной профессиональный праздник: как для военнослужащих и в то же время артистов, создающих имидж наших Вооруженных сил. Евгения Кривицкая (ЕК) побеседовала с начальником ансамбля – художественным руководителем, заслуженным артистом Российской Федерации полковником Геннадием Саченюком (ГС) о славных традициях прошлого и реалиях настоящего времени, о том, чтобы праздник всегда оставался с нами.

ЕК Геннадий Ксенафонтович, как Александровцы прошли Великую Отечественную войну?

ГС Ансамбль был разбит на четыре группы, концерты шли и в тылу, и на передовой: артисты выступали в действующей армии с концертами более 1400 раз, 742 раза – на передовой. Духовный вклад Ансамбля в победу над захватчиками неоценим.

Рождались новые песни, которые до сих пор в репертуаре Ансамбля, например – «Священная война», созданная основателем коллектива Александром Васильевичем Александровым. В разные годы Ансамбль участвовал со сводным духовым оркестром в парадах, посвященных Дню Победы, на Красной площади. Великой Победе Александровцы ежегодно посвящают около 15-ти сольных концертов.

ЕК В чем для вас заключается миссия Парада?

ГС Прежде всего, это дань памяти всех, кто участвовал в войне, кто отдал свои жизни за свободу родной страны. Это возможность увидеть Вооруженные Силы, которые стоят на страже мира, продемонстрировать новым поколениям соотечественников и всему миру боеготовность Российской Армии, что наши рубежи под надежной защитой.

ЕК Часто говорят, что нет ни одной семьи, которую не затронула бы война…

ГС Мой дед по линии мамы сразу же ушел на фронт, был серьезно ранен, госпитализирован и потом из-за контузии работал в тылу, как и многие другие, вносил свой трудовой вклад в Победу. А дед со стороны отца погиб в первые дни войны – он воевал на Украине, которая, как и Белоруссия приняла на себя первые удары врага.

ЕК В этом году не будет «живых»  концертов. Как Ансамбль отметит 75-летие Победы?

ГС Сразу хотелось бы подчеркнуть, что концерты, намеченные на апрель – май, мы стараемся перенести на осень. Но отдельные выступления должны состояться. Так, к примеру, запланировано участие небольшой концертной группы артистов Ансамбля в праздничном концерте в Государственном Кремлевском дворце.  В Ансамбле ведется масштабная работа по подготовке видеоматериалов – записей выступлений коллектива разных лет в России и за рубежом, в том числе – исполнение песен народов мира на языке оригинала, многие из которых уже можно увидеть на YouTube-канале и страницах Ансамбля в соцсетях, а также в телеэфире.  Интерес к творчеству Ансамбля по-прежнему высок: к нам поступают обращения  от представителей различных СМИ и интернет-ресурсов, выражающих желание транслировать наши видеоматериалы за рубежом – в странах Европы, Китае. Мы организовали запись песен в исполнении солистов и хора на дому, в режиме онлайн-конференции.

ЕК Как удается поддерживать сплоченность рядов Ансамбля?

ГС Находясь в изоляции, мы продолжаем работать, общаемся через интернет: артисты занимаются дома, самостоятельно учат партии новых произведений, наши хормейстеры принимают партии, так же как и руководители оркестра работают с оркестрантами в индивидуальном порядке.

Понятно, что Ансамбль должен репетировать вместе, офлайн, как сейчас говорят, чтобы достичь определенных творческих вершин.  Но, благодаря непрерывной работе в этот период времени, мы сможем быстро восстановить концертную форму,  когда снимут карантинные меры, и в кратчайшие сроки возобновим творческую деятельность в полном объеме.

ЕК Уйдя в онлайн, мы поняли, как важно фиксировать – именно в видеоформате – наши художественные достижения. Некоторые артисты, оркестры, театры оказались не готовы к нынешней ситуации, а  «на коне» оказались те, кто планомерно занимался съемками своих программ, спектаклей. Может быть, эта пауза дана в том числе и для того, чтобы артисты пересмотрели свое отношение к этому вопросу?

ГС Это – комплексная тема, ее необходимо обсуждать не только артистам, но всем тем, кто несет культуру в массы. Иногда нам говорят: «Мы хотели бы видеть Ансамбль на телевидении».  Я обычно отвечаю так: «Мы готовы. Наш коллектив выступает на сцене, пожалуйста, приходите в Большой зал консерватории, в Концертный зал имени П.И.Чайковского, в Международный Дом музыки – и организовывайте съемку». Не секрет, что телевидение тоже не очень готово к сегодняшнему положению дел.

Именно тот, кто располагает богатым видеоархивом, имеет сегодня возможность показывать интересные программы, просвещая зрителей и слушателей, духовно их обогащая и принося им радость. Причем я говорю не только о концертах, но и о спектаклях, документальных фильмах, интересных экскурсиях, выставках, музеях и т.д.

Понимаете, претензии следует адресовать не столько творческим коллективам, сколько средствам массовой информации, телевидению и в первую очередь – тем, кто принимает решение снимать наши концерты и выступления других артистов или не снимать. Приведу пример: в октябре 2018 года Ансамбль Александрова отмечал 90-летие – многокамерную съемку праздничного концерта в Большом театре осуществила ВГТРК, концерт был показан в эфире каналов «Россия 1» и «Культура». Получился качественный телевизионный продукт, сегодня он пользуется огромным спросом, и многие иностранные компании обращаются к нам с вопросом, каким образом они могли бы получить разрешение на трансляцию. Мне кажется необходимым, чтобы каждый федеральный канал имел в своем архиве записи концертов значимых для отечественной культуры артистов и творческих коллективов. И я говорю о профессиональной многокамерной съемке, профессиональной звукозаписи, о работе команды операторов, звукорежиссеров – чтобы зрители и слушатели получали настоящее эстетическое удовольствие. Так что это вопрос не к артистам… На мой взгляд, очень важно вести культурно-просветительскую работу в СМИ, в том числе на федеральных телеканалах и различных интернет-ресурсах.

ЕК Вы должны были открывать фестиваль «Дню Победы посвящается…» Ваше выступление в Большом зале консерватории состоится, но в виде записи концерта 2019 года – ее покажут и у вас на страницах, и на ресурсах Московской консерватории.

ГС Участие в этом фестивале всегда представляет для нашего коллектива большой творческий интерес. Афиша разнообразна событиями. В прошлом году помимо концерта, состоявшегося 6 мая в Большом зале консерватории с участием народной артистки СССР Александры Николаевны Пахмутовой, Ансамбль выступал в Италии в рамках зарубежной программы фестиваля.

Расширение географии проведения таких проектов крайне важно, поскольку отражается на знании истории Второй мировой войны и на понимании вклада нашего народа в борьбу с фашизмом.

В этом году мы по приглашению Московской консерватории и художественного руководителя фестиваля Александра Соловьёва вновь готовили для открытия совместное выступление с Александрой Николаевной Пахмутовой, в том числе собирались представить ее песню «В честь Победы», написанную еще в советские времена. Судьба произведения сложилась не очень успешно: впервые песню исполнил Юрий Гуляев, и с той поры она почти не звучала.

Ансамбль Александрова  и Александру Николаевну Пахмутову связывает многолетнее – более полувека! – творческое сотрудничество и добрые отношения. Вместе с ней было принято решение восстановить эту песню – Ансамбль ранее ее не исполнял, премьера с ее участием должна была состояться в Большом зале консерватории. Уверен, что придет час, и мы осуществим наше намерение, во всяком случае, все артисты Ансамбля уже готовы к первой репетиции, и осталось, повторю, собраться вместе.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны