Избранная классика: Глинка
Релизы

Избранная классика: Глинка

Фирма «Мелодия» и журнал «Музыкальная жизнь» начинают серию «Великие русские композиторы»

Как писал П. И. Чайковский: «Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из “Камаринской” Глинки». Михаил Иванович Глинка с детства любил оркестр и предпочитал симфоническую музыку всякой другой (оркестром из крепостных музыкантов владел дядя будущего композитора, живший неподалеку от его родового имения Новоспасское). К первой половине 1820‑х годов относятся первые пробы пера в оркестровой музыке; уже в них юный автор уходит от простых аранжировок популярных песен и танцев в духе «бальной музыки». Ориентируясь на образцы высокого классицизма (музыку Гайдна, Моцарта, Керубини), он стремится освоить форму увертюры и симфонии с использованием народно-песенного материала. Эти опыты, оставшиеся незаконченными, были для Глинки лишь учебными «эскизами», но они сыграли важную роль в формировании его композиторского стиля.

Уже в увертюрах и балетных фрагментах опер («Жизнь за царя», 1836 и «Руслан и Людмила», 1842) Глинка демонстрирует блестящее владение оркестровым письмом. Особенно характерна в этом отношении увертюра к «Руслану»: поистине моцартовская динамичность, «солнечный» жизнерадостный тонус (по словам автора, она «летит на всех парусах») сочетается в ней с интенсивным тематическим развитием. Как и «Восточные танцы» из четвертого действия, она превратилась в яркий концертный номер. Непревзойденный образец характерно-фантастической музыки дал Глинка в «Марше Черномора». Но к подлинному симфоническому творчеству Глинка обратился лишь в последнее десятилетие своей жизни.

Совершив длительное путешествие во Францию и Испанию, где он имел возможность подробно познакомиться с сочинениями Берлиоза и глубоко изучить испанский фольклор, Глинка накопил множество музыкального материала. С другой стороны, композитор нашел подтверждение своим интуитивным поискам свободы оркестрового мышления. Он вернулся в Россию с эскизами двух «испанских увертюр», но первым его законченным сочинением стала «Камаринская» (1848), названная автором «Фантазией на две русские темы, свадебную и плясовую». Идея сблизить две противоположные по характеру народные темы путем их попеременного вариационного развития вылилась в своего рода оркестровое скерцо, которое справедливо считается фундаментом русской симфонической школы. За «Камаринской» последовали «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851) – симфонические пьесы, сочетающие яркую характерность танцевальных образов и классическое совершенство формы. В последние годы жизни Глинка создал окончательную оркестровую версию «Вальса-фантазии» (1856), превратив безыскусное фортепианное сочинение в лирическую поэму для оркестра.

Сочинениями М. И. Глинки дирижирует Евгений Светланов. Осуществляя грандиозный замысел «Антологии русской симфонической музыки», великий русский маэстро осознавал фундаментальное значение творчества Глинки для отечественной культуры (ярким интерпретатором глинкинской музыки был и его учитель Александр Гаук). Увертюра к опере «Руслан и Людмила», записанная с коллективом Большого театра СССР, принадлежит к наиболее ранним записям Светланова (1963); остальные произведения были записаны им уже с ГАСО СССР – симфонические пьесы, восточные танцы и марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» во второй половине 1960‑х, танцы в замке Наины в 1977 году, Краковяк из оперы «Иван Сусанин» в 1984 году.