Veni, Vidi, Vinci <br>Franco Fagioli, Il Pomo d’Oro, Zefira Valova <br>Deutsche Grammophon Релизы

Veni, Vidi, Vinci
Franco Fagioli, Il Pomo d’Oro, Zefira Valova
Deutsche Grammophon

Новый диск Франко Фаджоли записан в Италии в прошлом году, а вышел 8 мая. Он посвящен композитору, который долго был забыт, но в последние годы стремительно набирает популярность среди любителей старинной музыки. Название диска Veni, Vidi, Vinci – игра слов: достаточно убрать одну букву в Vinci и получится Veni, Vidi, Vici – латинская крылатая фраза «Пришел, увидел, победил». Выражение Юлия Цезаря, как известно, обозначает быстрый и уверенный триумф. Нужно иметь популярность Фаджоли и уверенность в успехе, чтобы так назвать диск. Конечно, соблазн каламбура был велик, ведь записаны произведения Леонардо Винчи (1690–1730). К этому представителю неаполитанской барочной школы у Фаджоли особый интерес: он пел во многих операх Винчи.

Впрочем, в диск вошли и сочинения, которые еще не воплотились на современных подмостках. Часть арий обнаружена сравнительно недавно в архивах, так что из тринадцати треков семь – мировые премьеры. За них отвечает оркестр Il Pomo d’Oro, управляемый болгарской скрипачкой и дирижером Зефирой Валовой. Этот коллектив – ас музыки XVIII века, знающий все о ее специфике. В трактовке оркестра музыка Винчи, представителя «галантного стиля», равна самой себе: прямодушна и велеречива, пикантна и легка, грациозна и полна искренности, прихотливо-­капризна и томно-­мечтательна. Если ­где-то нужен перманентный глас трубы или остинатная блок-флейта, их сольные «выходы» органично вплетаются в общий расклад.

Музыка Винчи устроена из простых тональностей, несложных ритмов и чистых трезвучий, что не мешает ей становиться изощренной и яркой там, где начинается царство вокала. Фаджоли, сочиняя себе виртуозные вариации в ариях и речитативах, полностью сливается с исходным материалом: «Как только страсть захватила героя, начинается ария» (так говорил Стендаль об операх на либретто Метастазио). Кстати, фрагменты с текстами самого известного либреттиста того времени – часть нового диска.

Щеголяя инструментальной подвижностью голоса, Фаджоли поет арии из опер «Триумф Камиллы», «Эрнелинда», «Александр в Индии», «Сирой», «Верная Розмира (Партенопа)», «Медей» и «Сигизмунд, король Польши», причем как женские, так и мужские персонажи. Он любит всякого рода гендерные путаницы, характерные для той эпохи, и так называемые «арии сравнения». Тут и Камилла, героическая царица вольсков, и благородный завоеватель из Македонии, и мятущийся герой «Эрнелинды» Витиг, и Ясон из «Медея», горюющий о превратностях судьбы, и мучимый угрызениями совести раскаявшийся тиран-отец из «Сироя» и влюбленный Арсак из «Партенопы», и Оттон из «Сигизмунда», оплакивающий жестокость судьбы.

Но вот что важно. При непринужденном любовании вокальными трюками (каждый звук подан с ювелирной выделкой) певец никогда не забывает про драматургию целого. Исповеди его персонажей захватывают от начала до конца. И когда Фаджоли говорит, что новым диском надеется порадовать слушателей в наше сложное время, хочется верить, что это не просто рекламный ход.