Berio <br>Chemins <br>WDR Sinfonieorchester <br>bastille musique Релизы

Berio
Chemins
WDR Sinfonieorchester
bastille musique

Философия лейбла bastille musique – осознанное «медленное» слушание, отчасти поэтому их релизы не найти на популярных стриминговых сервисах или в интернет-­магазинах. Основатель и директор лейбла Себастьян Сольте предпочитает издавать только на физических носителях, оформляя их всегда с безупречным вкусом. Густав Малер или Клод Вивье, Александр Скрябин или Вольфганг Рим, Франц Шуберт или Жерар Пессон – каждый новый проект немецкого лейбла стремится удивить слушателя. Совсем недавно bastille musique представил серию Chemins Лучано Берио в исполнении Симфонического оркестра Кельнского радио.

Серия Chemins занимала итальянского композитора на протяжении тридцати лет – с 1965 по 1996 год, став для него одним из opus magnum. Каждая пьеса этого гиперцикла является вариантом той или иной Sequenza Берио – виртуозной сольной пьесы, в которой исполнитель борется не столько со сложностями нотного текста, сколько с самим собой и возможностями музыкального инструмента. Chemins I для арфы и оркестра основана на Sequenza II для арфы соло, Chemins IV для гобоя и одиннадцати струнных – на материале гобойной Sequenza VII, etc. В каждом случае к солирующему инструменту прибавляется оркестр или инструментальный ансамбль (от девяти инструментов в Chemins II до сорока трех в Chemins V).

Для итальянского мастера крайне важны акустические подробности сольных Sequenza и то, как они будут модифицироваться. Солирующая труба из Kol od (Chemins VI) взаимодействует с оркестром подобно тому, как сталкиваются миры солиста и резонирующего фортепиано (именно туда направляет свой звук трубач) в Sequenza X.

Иногда пьесы Chemins складываются как пазл: одна пьеса становится источником для следующей версии. К примеру, сначала Берио написал Chemins II для солирующего альта и девяти инструментов, затем добавил к этому составу оркестр и получил Chemins III. Эту новую композицию он переработал позднее в Chemins IIb, а после сделал еще одну версию – Chemins IIc, на этот раз для солирующего бас-кларнета и оркестра. К слову, до этого момента опус Chemins IIc еще никогда не записывался на аудионосителе, обеспечив релизу bastille musique статус мировой премьеры.

Все треки нового двухдискового издания записывались «вживую» во время немецких гастролей оркестра Кёльнского радио с 2016 по 2017 год. Поражает, насколько тонко музыканты чувствуют партитуру Берио: пластичный и элегантный звук арфы Андреаса Милднера в Chemins I, магнетизм гитары Пабло Маркеса в Chemins V, «огненное» мускульное звучание альта Кристофа Дежардана в Chemins II. В свое время этот альтист-­виртуоз даже записал Sequenza VI для Deutsche Grammophon.

Одна из самых ярких интерпретаций на диске – Récit (Chemins VII) для саксофона-­альта и оркестра. Здесь органично все: мягкий тембр солиста Луца Коппеча, сочетающего джазовые идиомы и «жесты» contemporary music; обволакивающее звучание оркестра; ясная структура, обеспечиваемая точным дирижерским жестом Брэда Лабмена.

Для Берио Chemins не было idée fixe, когда одна и та же история рассказывалась бы снова и снова, наоборот – это новый взгляд на одни и те же вещи, подобно тому, как с возрастом мы открываем новые «слои» в, казалось бы, давно известных нам произведениях искусства. В аннотации к одной из партитур композитор сравнивает свои Chemins со слоями лука: уже написанный музыкальный текст становится фоном, сквозь который просвечивает новый материал. «Искусство музыкального комментария», как сам называл эти пьесы Берио, повлияло на современную академическую музыку – от поликомпозиций Хайнца Холлигера вплоть до Сonstruction Ричарда Баррета или искусных «музыкальных комментариев» Георга Фридриха Хааса к Реквиему Моцарта в 7 Klangräume.