Соелма Дагаева: <br>Приглашаем к созданию шедевров Персона

Соелма Дагаева:
Приглашаем к созданию шедевров

Бурятия объявила конкурс на создание национальной оперы и балета. Специальному корреспонденту «Музыкальной жизни» Лидии Ордынской (ЛО) прокомментировать идею и условия согласилась министр культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева (СД).

ЛО Соелма Баяртуевна, Министерство культуры Бурятии к 100-летию республики объявило конкурс на создание национальной оперы и национального балета. Как родилась такая идея?

СД В 2023 году наша республика отметит 100-летний юбилей. Согласитесь, это не просто круглая дата. Прошел целый век, в течение которого Бурятия вносила в культурную сокровищницу свои шедевры. Прежде всего национальную оперу и балет. Сама история их создания это интереснейший этап в жизни нашего региона. Уже в первые годы созданной Бурят-­Монгольской АССР открылись музыкальная школа и передвижные музыкальные курсы. Через шесть лет, в 1929 году, в Улан-­Удэ появилась музыкально-­театральная студия. На ее базе в 1931 году был создан техникум искусств, где учились первые будущие звезды бурятской сцены. И вот, спустя 15 лет в 1938 году в Бурятском драматическом театре поставлена первая национальная музыкальная драма «Баир». Представляете, как быстро смогли найти, выучить и пригласить столько талантливых деятелей культуры?

ЛО Действительно, впечатляет. Но почему в драмтеатре поставили музыкальную драму?

СД Потому что тогда во многих национальных театрах СССР музыкальная драма была переходным жанром к опере. И уже в конце 1939 года прошла реорганизация национального драмтеатра в музыкально-­драматический театр. Чуть больше года оставалось до Первой декады бурят-­монгольского искусства 1940 года в Москве. В Улан-­Удэ прибыли художественные руководители – представители комитета по делам искусств при Совнаркоме РСФСР. Среди них – будущий величайший балетмейстер и хореограф ХХ века Игорь Моисеев, тогда еще молодой основатель Государственного академического ансамбля народного танца, который до сих пор называют «моисеевским». Кому как не ему было отвечать за хореографическую часть декады? Ее художественным руководителем стал главный режиссер Театра имени К. С. Станиславского Иосиф Туманов. Именно тогда наш театр представил первую бурятскую оперу «Энхэ-­Булат батор» по мотивам национального эпоса. Она и открыла ту первую декаду. На спектакле присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Микоян, Берия, Маленков. Пресса писала, что по окончании просмотра театральная общественность долго и горячо приветствовала авторов и постановщиков. Тот момент, когда Энхэ на руках баторов поднимается вверх на щитах, театр встретил стоя, и последние аккорды оркестра потонули в громе аплодисментов.

ЛО Получается, что первая бурятская национальная опера «Энхэ-­Булат батор» создана с участием специалистов из других регионов?

СД Да, поэтому мы и сейчас хотим пригласить к участию в конкурсе деятелей культуры со всей России. Пусть их вдохновит пример свердловского композитора Маркиана Фролова, написавшего музыку к «Энхэ». Уверены, что не останутся в стороне и культурные деятели Бурятии. Например, автором либретто нашей первой национальной оперы по мотивам эпоса о Шоно-баторе стал народный писатель, драматург, актер и режиссер Намжил Балдано. Специально для постановки этой оперы был приглашен из Москвы уже упомянутый мною известный режиссер Иосиф Туманов. Кстати, одна из его последних работ – открытие и закрытие Олимпиады-80.

ЛО А теперь столь же подробно о национальном балете Бурятии, пожалуйста.

СД Выше я говорила о легендарном Игоре Моисееве. Его, уже хорошо знавшего с Первой декады бурятских артистов, первоначально позвали на постановку балета «Красавица Ангара». Но ставший знаменитым хореограф не успевал приезжать в Бурятию из-за дальних гастролей. Так в Улан-­Удэ появился молодой выпускник ГИТИСа Михаил Заславский. Он, как и Игорь Моисеев, много ездил по районам, изучая народные песни и танцы, костюмы и традиции. Так родился балет на сплаве бурятского народного и классического танца. В основе либретто старинное предание о любви дочери Байкала Ангары и богатыря Енисея. Исполнители главных ролей Лариса Сахьянова и Петр Абашеев ездили для постановки адажио к Моисееву в Москву. В декабре 1959 года спектакль «Красавица Ангара» на Второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве произвел фурор. С тех пор он и стал классикой бурят-­монгольского хореографического искусства.

ЛО Когда будет объявлен конкурс?

СД Старт 1 сентября. Подробности поэтапного прохождения отбора, формы заявки, документации опубликованы на официальном сайте Министерства культуры Бурятии www.minkultrb.ru.

ЛО Тогда будем ждать появления новых имен и произведений.

СД Спасибо!