Beethoven <br>Symphonies Nos. 1–3 <br>Barry <br>«Beethoven» & Piano Concerto <br>Britten Sinfonia. Thomas Adès <br>Signum Classics
Релизы

Beethoven
Symphonies Nos. 1–3
Barry
«Beethoven» & Piano Concerto
Britten Sinfonia. Thomas Adès
Signum Classics

Альбом двух композиторов X и Y – дело обычное, но чтобы на обложке стояло фото композитора Z, а фамилия X служила бы названием одному из сочинений Y? Речь о релизе оркестра Britten Sinfonia, за три сезона исполнившего полный цикл симфоний Бетховена. За пультом стоял Томас Адес – один из крупнейших композиторов XXI века, также постоянно выступающий как дирижер. В каждую из программ Адес включил сочинения старшего современника, ирландца Джеральда Барри, чье творчество пропагандирует со всей самоотверженностью. В первом альбоме, записанном в ходе цикла, звучат три симфонии Бетховена плюс два сочинения Барри – Фортепианный концерт и «Бетховен», небольшая моноопера для солиста и ансамбля на слова бетховенского письма «К бессмертной возлюбленной» в переводе на английский.

Барри известен в том числе как автор нескольких опер, среди них – «Как важно быть серьезным», записанная Адесом с участием Барбары Ханниган. Если вы ее не слышали – послушайте, а если да –с радостью узнаете его почерк в обоих сочинениях. В первую очередь в «Бетховене», пронизанном ощущением игры: весьма меланхоличный текст поется баритоном Марком Стоуном вызывающе бодро. Если и мелькнет тень романтической порывистости, то ненадолго – настроение постоянно меняется, мы будто наблюдаем рождение письма в режиме реального времени. Герой то зол, то благостен, даже если поет о грусти; ансамбль то агрессивен, то нежен – бетховенских цитат, аллюзий в музыке нет, хотя кивок венской классике и слышится порой. Несколько фраз поется в такой высокой тесситуре, что сомневаешься, не вступил ли второй голос, а последние слова – «Люби навеки тебя, меня, нас» – герой так торопится пропеть, что не успеваешь заметить, как сочинение кончилось. Интересно, какие еще письма великих композиторов могли бы дать вдохновение их коллегам сегодня?

Исполнение Стоуна выше всех похвал; он постоянный сценический партнер Адеса, их взаимопонимание идеально. Им под стать и Николас Ходжес, для которого написан Фортепианный концерт Барри. Как и «Бетховен», он полон юмора, но скорее черного, и по духу ближе к опере, чем к привычному концерту: перед нами не столько состязание, сколько борьба страстей. Солист и оркестр со всей яростью спорят, перебивая друг друга, но из этой агрессии рождается невероятный драйв. Не сразу замечаешь, что в оркестре есть и струнные, – настолько в нем доминируют медь и ударные, в том числе две ветряные машины. Одночастный концерт далек от традиционной формы, однако именно безграничная свобода партии солиста возвращает музыке дух концерта как такового.

Открытым остается вопрос о связи Барри с Бетховеном – у иных сочинений Адеса она заметнее; впрочем, убежденности Адеса в том, что эта связь есть, вполне достаточно. Первая и Вторая симфонии Бетховена (в меньшей степени Третья) под его управлением звучат со всей свежестью, исполненные не совсем аутентично в строгом смысле слова, но с учетом важнейших бетховенских трактовок последних десятилетий. Скоро планируется выпустить и остальные симфонии, также «прослоенные» сочинениями Барри.