JOHANN SEBASTIAN BACH <br>LANG LANG <br>GOLDBERG VARIATIONS <br>DEUTSCHE GRAMMOPHON <br>DELUXE EDITION Релизы

JOHANN SEBASTIAN BACH
LANG LANG
GOLDBERG VARIATIONS
DEUTSCHE GRAMMOPHON
DELUXE EDITION

Даже не слыша еще ни одной ноты с этого альбома, выпущенного на лейбле Deutsche Grammophon, можно констатировать: это необычайно интересно по целому ряду причин. Во-первых, личность исполнителя. Китайский пианист Ланг Ланг (или Лан Лан), пожалуй, самый неоднозначный музыкант нашего времени, игра которого вызывает как фанатичный восторг, так и жесткую критику. Во-вторых, исполнение «Гольдберг-вариаций» Баха – настоящий экзамен для любого интерпретатора. Испытание в первую очередь на чувство стиля и музыкальный вкус – как раз на то, что чаще всего ставят под сомнение у Ланг Ланга. В-третьих, перед нами весьма оригинальная концепция программы. Совместить «на сравнение» живой концерт и студийную запись – смелый и достаточно амбициозный эксперимент. До Ланг Ланга еще никто ничего подобного не предпринимал. Наконец, в-четвертых, Ланг Ланга слишком часто обвиняют в нарочитой «актерской работе на публику». Теперь перед нами прекрасная возможность проверить свои ощущения от его игры, не видя его самого. Именно в отношении Ланг Ланга это – повторим еще раз – особенно интересно.

Live-запись была осуществлена в Лейпциге в начале марта 2020 года на концерте в Томаскирхе (где играл сам Бах, и где он похоронен) – сей факт имел, по признанию пианиста, чрезвычайно важное значение для него в плане эмоционального настроя. Вскоре после этого выступления Ланг Ланг записал «Гольдберг-вариации» уже в студии. В обоих вариантах неизменной остается одна величина: Ланг Лангу всегда удается добиться от инструмента завораживающе красивого звучания, чем он беспроигрышно и покоряет слушателя (о виртуозности говорить не будем, в наше время ею никого не удивить).

В своей игре Ланг Ланг не стремится имитировать клавесин (изначально «Гольдберг-вариации» написаны для клавесина с двумя мануалами). Скорее, наоборот. К примеру, 16-я вариация, записанная в студии, вообще звучит с поистине органной глубиной.

Разница двух интерпретаций налицо. «Вживую» шедевр Баха получился более свободным, можно сказать, медитативным, в то же время стихийным, с широким использованием рубато. И, соответственно, чрезвычайно затянутым по времени (чувствуется искусственное занижение темпа в 13-й, но особенно в 15-й и 25-й вариациях). Студийный вариант гораздо более продуман, «сделан». Пианист сосредотачивается на отдельных нюансах, сдерживает «романтические» эмоции и получает результат гораздо более глубокий и «баховский».

Если «Гольдберг-вариации» считать «антологией барочной музыки», то как раз «антологичности», контрастности, разнообразия и детализации не хватало в концертном исполнении. Чего не скажешь о студийном.

Но в целом Бах у Ланг Ланга получился очень красивым. И очень личным. Недаром пианист неоднократно говорил о том, что 20 лет шел и к представлению баховского шедевра широкой публике, и к его записи. Правдивость этих слов чувствуется, отрицать бессмысленно! Так же как бессмысленно отрицать, что обращение Ланг Ланга к «серьезному» Баху в очередной раз непременно расколет музыкальную общественность на «лангланговцев» и, к примеру, «гленнгульдовцев». На тех, кто будет считать новый альбом жемчужиной своей фонотеки, и тех, кто долго не сможет прийти в себя от возмущения.

Нельзя сказать, что Ланг Ланг играет «лучше» или «хуже» своих предшественников. Он просто играет по-другому. И в любом случае, отмахнуться, остаться равнодушным или не заметить такое событие, как выход «Гольдберг-вариаций» в исполнении Ланг Ланга, никак не получится.