Сквозь карантинный кордон События

Сквозь карантинный кордон

В Концертном зале имени П.И.Чайковского выступил Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии

Московская филармония ежегодно предоставляет сцену своего главного зала  региональным оркестрам, и каждый раз эти встречи приносят чувство радости и гордости. Уже доводилось писать об успехах сибирских коллективов (из Омска, Томска), регулярно выступает оркестр Белгородской филармонии, а Госоркестр Татарстана имеет персональный абонемент наравне со столичными грандами.

В октябре столицу посетил АСО Нижегородской филармонии во главе со своим худруком и главным дирижером Александром Скульским. Участие в абонементе «Шедевры русской симфонической музыки» предопределило ракурс программы, в которой предсказуемо занял почетное место юбиляр этого года – Петр Ильич Чайковский. В дежурной «приманке» для публики – Первом концерте для фортепиано Чайковского – солировал Александр Гиндин, выдавший надежную интерпретацию. Конечно, содержание сочинения не сводится только к героической бравуре, и в медленной части можно было расслышать отголоски сельской жизни, представить картины природы в наивно-радостном звучании.

Оркестр толерантно шел за солистом, обеспечив ему максимально комфортные условия, – видно было, что в этой партитуре для дирижера не существовало подводных камней. На мой вопрос, часто ли у себя дома они исполняют наш главный фортепианный хит, маэстро Скульский даже затруднился назвать точную цифру: «Дело в том, что еще с советских времен наш оркестр “обслуживал” будущих лауреатов Конкурса имени Чайковского: многие из них приезжали к нам обыгрываться. Даже сложно перечислить все звездные имена – и это не только пианисты, но и скрипачи, виолончелисты».

Лично меня в этой программе больше интриговала Пятая симфония Глазунова – композитора, чьи произведения сейчас редко появляются в афишах. «Это наша миссия, наша обязанность – играть музыку русских авторов, возвращать забытые имена и шедевры», – подчеркнул Скульский. – А Пятую симфонию Глазунова мне давно хотелось сыграть, очистив ее от штампов. Сложилась традиция, идущая еще от Николая Голованова, трактовать эту музыку помпезно, тяжеловесно, мне же слышится в ней больше лиризма…».

Свое слово дирижер сдержал, преобразив симфонию из монументальной фрески в балладу. Известно, что композитор в год создания сочинения путешествовал по Германии, и показалось, что именно дух старых европейских городов с их рыцарскими замками и готическими соборами, мощеными мостовыми, аккуратно подстриженными газонами нашел отражение в музыкальных образах. В безмятежность течения музыки изредка вторгались то зовы духовых, то краткие моменты драматического напряжения, которые воспринимались как отголоски легендарных событий. В то же время слушалась Пятая симфония с неослабевающим вниманием, благодаря четко выстроенной форме, качественному звучанию всех групп оркестра. А энтузиазм и радость от самого процесса музицирования, исходившие от музыкантов, не могли не воздействовать на публику, горячо принимавшую гостей из Поволжья.

Обрамлял программу Коронационный марш Чайковского. Александр Скульский, любящий всякие выдумки и театральные жесты, придумал эффектный ход. Сперва  это сочинение, созданное композитором в 1883 году по случаю коронации императора Александра III, выполнило функцию пролога к концерту, и все музыканты (за исключением виолончелей) играли стоя. Поначалу даже возникла мысль, что так нижегородцы негласно соревнуются с оркестром musicAeterna, который эпатировал в прошлых сезонах подобными экспериментами. Но нет: как выяснилось, это было концептуальное решение дирижера, так представлявшего ритуал коронационных торжеств. Исполнили, кстати, с блеском и уместным пафосом, воссоздав атмосферу праздничного шествия под всеобщее ликование. А вот в финале концерта на этот Марш были поставлены поклоны всего оркестра – получился своеобразный флэшмоб, когда один музыкант «передавал эстафету» другому.

Впереди у коллектива трудный сезон: в Нижнем Новгороде по-прежнему действуют карантинные ограничения, и концертная и театральная жизнь запрещена. Из шикарного осеннего сета концертов в филармонии состоялся лишь проект с Денисом Мацуевым в День музыки, так что вояж в Москву стал праздником вдвойне. Когда состоится следующий концерт – никто не знает, на сайте Нижегородской филармонии – грустная надпись: «Репертуар этого месяца находится в разработке». Но главный дирижер не унывает и при первом проблеске готов выдвинуть свою музыкальную армию на авансцену.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди