Орф без экзистенциального кризиса События

Орф без экзистенциального кризиса

На V Фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку» прошлогодний гость, Волгоградский оперный театр «Царицынская опера», показал необычное прочтение кантаты Карла Орфа Carmina Burana.

Покорять Москву волгоградцы отправились с привлекательной «наживкой» – их самым горячо принятым критикой спектаклем «Кармина Бурана», впервые показанным в 2019 году. Это глубокая по смыслу мистерия, для которой авторы создали собственный сюжет. Помимо музыки Карла Орфа, взяты фрагменты из Генделя (увертюра к «Мессии») и Моцарта (Lacrimosa из Реквиема).

В роскошно оформленном буклете (редкость на этом фестивале) среди затронутых в постановке вопросов – «раздумья о переменчивой и могущественной человеческой судьбе, бесконечном многообразии жизни, сменяемости и цикличности поколений, вечном противостоянии добродетели и порока, любви и ненависти, толпы и индивидуальности, земного и божественного». По счастью, экзистенциального кризиса у публики не было, потому что все эти темы даны очень ненавязчиво.

Постановщики сохранили общие настроения текстов «Песен Баварии»: о любви, о счастье, о пьянстве; действие происходит на лоне природы, в таверне и на космических просторах. Однако ими был придуман полностью оригинальный, достаточно абстрактный сюжет о Герое и Героине (артисты балета Александр Чупраков и Ксения Вдовина), рожденных среди звезд и планет, об их становлении, любви и браке, и о том, как окончилась их жизнь. За всеми ними сверху наблюдает Безликий (Антон Иванчук), чья роль близка к ангелу-хранителю, который позволяет себе вмешиваться в людские судьбы. Хотя Героиня выходит замуж за Героя, но ее сердце склоняется к умному, красивому Баритону (Руслан Сигбатулин). Против него выступает жалкий на вид, в ободранной одежде Тенор (Алексей Михайлов). Оба они – непримиримые соперники. Во время драки в таверне Безликий меняет их местами, так что Тенор умирает. Героиня и Безликий оплакивают его смерть под звуки Генделя и Моцарта. Этот выбор может показаться стилистически неоправданным (музыка совсем другой эпохи и другого характера), но постановщики ловко скрашивают контраст, давая следом спокойные номера кантаты, а не танцевальные. В конце концов, после морального вырождения Баритона ждет та же участь, что и Тенора: его линчует толпа. Сердце Героини не выдерживает, и после нескольких протяжных номеров (спетых ее певческим двойником Анной Девяткиной) она уходит из жизни, «сливаясь с космосом». Жизнь сделала очередной виток…

Центральным элементом оформления, связывающим все воедино, становится не колесо судьбы, а древо жизни – красивейшая проекция, меняющая окраску по мере того, как сюжет проходит от зимы к осени и вновь к зиме. Так и цветовая гамма варьируется: Безликий одет в черный балахон с капюшоном, Герой и Героиня – в белом, а прочие костюмы окрашены в пастельные тона: бежевый, салатовый, розовый. Похоже, что в работе художника-постановщика Георгия Матевосяна и художника по костюмам Елены Павловской чувствуется вдохновение средневековых живописцев.

Публике, даже не знакомой с балетом, интересно наблюдать за различиями между классическим рисунком массовых сцен и более модерновым индивидуальным исполнением. Некоторые из поворотов прямо просились на кинопленку, чтобы экспрессию движений можно было эффектнее передать сменой ракурса. Пластике движений обучили и солистов-певцов, и даже некоторых из артистов хора. Приятно увидеть оживляющую  хореографию Татьяны Ерохиной в сравнении с другими исполнениями Carmina Burana, в которых хор и солисты полностью статичны.

Певцам в этой кантате досталось относительно немного материала. Больше всего «сценического времени» уделялось Баритону, чьи раскатистые возгласы в Ego sum abbas и драматичное балладное повествование в Estuans interius показали разнообразную вокальную палитру; жаль, что в Omnia sol temperat был взят такой быстрый темп, что певучие речитативы «проглатывались». У Тенора по воле постановщиков был более гротескный типаж, лучше всего переданный в Olim lacus colueram (тот номер, под который он умирает). От Души Героини ждали знаменитого Dulcissime, в котором певица нежно удерживала ноты в трудном соло в верхнем регистре.

К сожалению, для такого высокого уровня сценографии и оформления не все прошло так гладко, как хотелось бы. Как и многие другие региональные театры, «Царицынская опера» столкнулась с большей по размеру сценой «Новой Оперы», что привело к нарушению баланса между хором и оркестром: певцов иногда было плохо слышно. Не раз из-за  сложнойнерегулярной ритмики Орфа музыканты были на грани расхождения, и только уверенное управление Сергея Гринёва спасало ситуацию. Он же адаптировал огромную партитуру композитора под условия скромной оркестровой ямы, но в туттийных фрагментах все же не хватало «мяса» оригинала, этих дополнительных инструментов. Поэтому неожиданно лучше всего удались эпизоды со вставленной музыкой Генделя и Моцарта, где все эти затруднения как-то сами собой отпали.

Редко когда увидишь настолько необычный, оригинальный проект, воплощенный «малыми силами», но вызывающий восторг и одобрение. Для региональных театров исключительно важна поддержка Фонда президентских грантов, сделавшая возможным это исполнение. «Царицынскую оперу» хочется увидеть вновь на московской сцене с не менее интересными, неординарными идеями.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»