Музыка стучится в дверь События

Музыка стучится в дверь

В Свердловской филармонии состоялся фестиваль «Be@thoven» в честь 250-летия классика – один из немногих в мире

Екатеринбуржцам есть чем гордиться: в их город смогли приехать известные зарубежные артисты, в чьей интерпретации всю неделю звучали произведения Бетховена. И благодаря прямым трансляциям об этом узнал весь мир. «Мы хотели проакцентировать свою позицию: пандемия не должна прерывать культурную жизнь», – пояснил директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. В этот раз академическая музыка настойчиво стучалась в двери горожан, стремилась войти в контакт с городской средой. Для этого придумали уличную инсталляцию и запустили «музыкальный трамвай» с брендированным дизайном и QRкодами на сидениях: пока едешь по маршруту номер 7, можно узнать интересные факты и послушать сочинения юбиляра. Колотурский уверяет, что это сработало: хотя фестиваль был запущен только осенью, но публики пришло много, на последние концерты билетов уже всем не хватило. В Екатеринбург были приглашены критики из Москвы и Санкт-Петербурга, и своими впечатлениями они поделились в обзоре ниже. 

Отвергая монументализм

Если бы год назад, в декабре 2019 года, когда уже были сверстаны планы и бюджеты мировых фестивалей в честь Бетховена, а меломаны предвкушали музыкальные пиршества, вдруг кто-то сказал, что большинство юбилейных концертов в Европе будет отменено, и чтобы вживую сыграть любимую музыку, немецкие и австрийские музыканты полетят на Урал, – его бы сочли за сумасшедшего. Однако подлинная реальность преподносит сюрпризы, которые бывает сложно предугадать, и так уж случилось, что само сочетание «международный музыкальный фестиваль» в наши дни звучит как настоящий вызов условиям времени. Впрочем, к вызовам судьбы Бетховену в его жизни было не привыкать, а его музыка стала одним из символов мужества и несгибаемости человеческого духа.

«Поучать, услаждать и побуждать» – этот девиз науки риторики, которую юный Бетховен изучал в Боннском университете, можно в полной мере отнести к Свердловской филармонии, превращающей любой фестиваль в просветительский проект. «Be@thoven» здесь не стал исключением: концептуально составленные программы куратором Татьяной Рексрот (три симфонических и три камерных концерта, в которых музыка Бетховена вступала в диалог с музыкой XX и XXI столетия), три выставки, городская музыкальная инсталляция в самом центре Екатеринбурга, наконец, молодежная оркестровая академия, собравшая музыкантов из разных стран, руководить которыми из Германии прилетел знаменитый европейский скрипач и дирижер Томас Цетмайр. Российским слушателям маэстро Цетмайр известен прежде всего по своим выступлениям на сцене Московской филармонии: в октябре 2015 года он дирижировал камерным оркестром Musica Viva, а в октябре 2020 года – Российским национальным молодежным симфоническим оркестром. На Урале музыкант был впервые, и не скрывал своих восторгов перед местной филармонической публикой, устроившей ему в морозном Екатеринбурге самый восторженный прием. Бетховенские Девятая и Пятая симфонии, которые Цетмайр исполнил соответственно с молодежным Чайковский-оркестром и Уральским академическим филармоническим, поразили практически всех сидевших в зале слушателей и зрителей онлайн-трансляции яркостью и живостью самой интерпретации, необычно подвижными темпами и вместе с тем безупречной продуманностью и отточенностью всех деталей и нюансов.

Концерт‐открытие фестиваля

«Так судьба стучится в дверь» – ставшие крылатыми слова Бетховена, произнесенные им по отношению к своей Пятой симфонии, во многом определили соответствующий подход к этой музыке. Растиражированная в СССР трофейная пластинка, записанная под управлением Вильгельма Фуртвенглера на одном из нацистских собраний, еще больше формировала впечатление от Пятой как от массивной циклопической фрески, живописующей картины «из жизни богов и исполинов». Конечно, как любое гениальное произведение, Пятая таит в себе множество смыслов, однако «судьба», о которой говорил Бетховен, – это не только грозная внешняя сила, но то, что находится внутри самого человека, что мешает ему самому стать героем, и здесь можно увидеть связи классика с церковной и театральной музыкой предшествующей эпохи барокко (не случайно тромбон, который Бетховен впервые вводит в партитуру симфонии, считался в конце XVIII столетия церковным и театральным инструментом). Распоряжаясь арсеналом большого симфонического оркестра, Цетмайру удалось вернуть Пятой дыхание камерной музыки, показав при помощи определенных штрихов и динамических нюансов фантастическую красоту самой партитуры, полной как неожиданных аллюзий на прошлое (известный «плач» гобоя из первой части был подобен соло из какой-нибудь барочной церковной кантаты), так и прозрений в будущее (таинственный переход от третьей части к финалу с характерными «интонациями-вздохами» прозвучал как настоящая музыка модерна). Воспитанный в русле австро-немецкой традиции, Цетмайр удивительно органично и точно чувствует риторическую природу музыку Бетховена. В сыгранных с блеском фигурациях виолончелей из третьей части (канон с фаготами в трио) слышались уже знаменитые речитативы из финала Девятой, а парящие над оркестром в финале мотивчики флейты-пикколо представляли не что иное, как «тему судьбы», но уже в ликующем триумфальном виде (опять прослеживалась связь с финалом Девятой с тирадами у пикколо). В одной программе с Пятой в первом отделении Цетмайр исполнил также хронологически близкий симфонии бетховенский Скрипичный концерт и юношеский концерт Бриттена для скрипки и альта с оркестром. Оба произведения маэстро провел со скрипкой в руках, одновременно исполняя сольную партию и руководя оркестром. Это придавало всему действу особый драйв, музыкант буквально вращался на сцене, поворачиваясь во время сольных эпизодов спиной к оркестру, а в симфонических проигрышах спиной к публике, напоминая пылкого романтического героя, наподобие гофмановского Крейслера, без остатка растворяющегося в музыкальном потоке.  Романтический дух бетховенской музыки Цетмайр подчеркнул также необычной каденцией с солирующими литаврами, переложенной из фортепианной версии Скрипичного концерта. Головокружительные пассажи и трели скорее отсылали к буйству каприсов Паганини, нежели чинному классицизму. Концерт для скрипки и альта Бриттена Цетмайр сыграл вместе со своей женой Рут Килиус, заботливо переворачивавшей ноты своему супругу, пока он поворачивался для дирижирования к оркестру. Написанный совсем еще юным Бриттеном концерт уже ясно показывает его стиль, с любовью к причудливым фантасмагорическим образам (вторая медленная часть и финал) и ясным, имитирующим природные звуки, попевкам (начало произведения). Но, несмотря на всю свою оригинальность, Бриттен у Цетмайра оказался четко вписан в русло европейского симфонизма;его философичность, равно как и владение оркестром, прекрасно рифмовались с бетховенской музыкой.

Северин фон Эккардштайн

Контрастом к выступлениям Цетмайра стал концерт-открытие фестиваля «Be@thoven», который по причине болезни Дмитрия Лисса провел московский дирижер Алексей Богорад. В отличие от австрийского музыканта, подчеркнувшего в музыке Бетховена ее импульсивность, живость и даже некоторую хрупкость, Богорад сделал ставку на монументальный театральный стиль. В его трактовке Четвертый концерт Бетховена предстал масштабной и суровой театральной декорацией, на фоне которой изумительный пианист из Германии Северин фон Эккардштайн выплетал нежные и хрупкие узоры неземной красоты. Запоминающимся послесловием после Четвертого фортепианного концерта стала пьеса Владимира Тарнопольского «Be@thoven – Invocation», собственно давшая название фестивалю. По словам композитора, он поставил перед собой задачу изобразить мир глохнущего Бетховена, сочиняющего своей Четвертый фортепианный концерт. В этом сонористическом сочинении, напоминающем в отдельных местах манеру зрелого Лигети, отдельные звуки (микроцитаты из концерта) погружались в специфический обволакивающий шум, символизирующий и «гул времени», и переход в иное пространство. Среди ярких конструктивных находок Тарнопольского – расставленные с правого и левого края сцены рояли, игравшие канонически друг с другом и создававшие впечатление своеобразного «стереоэффекта», в заключении пианисты практически беззвучно выбивали ритм на клавишах самого высокого регистра.

Алексей Богорад

Во втором отделении концерта (открытие фестиваля стало первым после долгого перерыва вечером в двух отделениях) Алексей Богорад продирижировал Пятой симфонией Прокофьева, живописав в ней самые настоящие картины сражений и битв (симфония была завершена в 1944 году) и закончив это масштабное сочинение скорее на философской ноте: «Когда же закончится битва, и сколько нам ждать победы?» Идея вполне себе бетховенская и очень созвучная нашему неспокойному времени.

Георгий Ковалевский

Сквозь маски 

Фестиваль завершился главным произведением юбиляра – его Девятой симфонией, которую доверили исполнить молодежному коллективу. «Чайковскийоркестр» это типично фестивальная история: собираются студенты из разных стран и на неделю-две погружаются в изучение репертуара под руководством какого-нибудь гуру. В его роли в этот раз выступил Томас Цетмайр, предложивший молодым энтузиастам аутентичную модель подхода к Бетховену.  Судя по итогу, эксперименты и поиски путей оказались важнее конечного перфектного результата. Затеянный Цетмайром пересмотр темпов пока не убедил в необходимости радикальных тектонических сдвигов и даже, напротив, обеднил смысловой ряд. Первые три части оказались сближенными по характеру и движению: в них доминировала порхающая танцевальность, отодвинувшая на второй план драму и философскую рефлексию.  

Перед финалом через зал к станкам прошествовал филармонический Симфохор в черных масках. Торжественно выстроившись на станках, певцы изготовились к выступлению, так и оставшись в масках, и именно эта наглядная борьба с обстоятельствами, эта победа искусства над прозой жизни потрясла больше всего. Конечно, решение заставить оркестр и хор выступать в масках дискуссионно, но пели, кстати, очень хорошо, стараясь, насколько возможно, отчетливо артикулировать текст и подавать звук в зал. Удачен оказался и квартет солистов, где рядом с примами сопрано Марией Баянкиной и меццо Еленой Жидковой сияли мужские голоса – стильный баритон Томас Бауэр и фактурный тенор из Большого театра Илья Селиванов. 

Томас Цетмайр, Международный молодежный Чайковский‐оркестр,
Симфонический хор Свердловской филармонии и солисты в финале Девятой симфонии Бетховена

Вообще, к финалу все музыкальные силы подсобрались в единый ансамбль, и то, что тут частенько вызывает проблемы – многоэтапная драматургия, как раз вышло удачнее всего. Радость, «объятия миллионов», прославление дружеских уз и Творца всего сущего – все это было транслировано убедительно и мощно.  

Как и задумывалось, «Ода к радости» стала сверкающим итогом недели Бетховена на Урале, и Свердловская филармония может вслед за Шиллером с гордостью сказать: «Не нужны богам рыданья! Будем равны им в одном: К общей чаше ликованья всех скорбящих созовем». 

Евгения Кривицкая

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии