Эмоции, пущенные в слоу-моушн  События

Эмоции, пущенные в слоу-моушн 

Первая оперная премьера Большого прошла на Камерной сцене 

Выбор оперы «Искатели жемчуга» Бизе для сценического пространства бывшего театра Бориса Покровского заранее вызывал вопросы. Как впишется в скромные параметры сцены и оркестровой ямы эта роскошная романтическая партитура? Однако теперь эту постановку хочется назвать символом пандемической эпохи: каким-то шестым чувством режиссер Владиславс Наставшевс предугадал и социальную дистанцию, и самоизоляцию, и потребность в «малонаселенных» операх, хотя планировалась эта премьера еще в прошлом сезоне, когда ничего не предвещало новых жизненных реалий. 

Для Владиславса Наставшевса это дебют в опере, но жанр не кажется ему чуждым: в некоторых прежних своих спектаклях в драме он выступал и как автор музыки. За 16 лет, прошедших с момента окончания актерского факультета в Петербургской театральной академии у Льва Додина, количество сделанного впечатляет: Владиславс успел получить режиссерское образование в Лондоне, поработать в рижских театрах, вернуться в Петербург и завоевать Москву – его спектакли были в афишах Театра Наций и Гоголь-центра.  

«Белый кабинет», абсолютно пустая сцена сразу дают нам понять, что драма чувств между друзьями-соперниками Надиром и Зургой, влюбленными в жрицу Лейлу, будет раскрыта через психологические переживания. Никаких пейзажей острова Цейлон и цветистых этнических нарядов – хор и солисты одеты в однотонные светлые одежды, ничем не привлекающие внимание 

Свой диалог с музыкой Наставшевс строит через жест, заставив артистов двигаться в определенном пластическом рисунке, часто в замедленном темпе, имитируя киношный прием рапида. При внешней парадоксальности такого решения, оно прекрасно «работает» в данном контексте. Видна и тщательная прорисовка эмоциональной шкалы: так, в начале оперы, когда Надир (Ярослав Абаимов), как блудный сын, возвращается к ловцам, его встреча с Зургой (Азамат Цалити) поставлена как жесткий поединок, и кроме телесной борьбы их глаза, мимика выражают крайнюю ненависть. Близость сцены к зрителю позволяет следить за сменой нюансов настроения, фокусировать внимание на крупных планахрежиссер умело пользуется камерностью зала, обращая его себе на пользу 

Очень точно Владиславс использует «аксессуары»   два стула и торшер символизируют личное пространство человека, которое безжалостно разрушается. В то же время предметы активно вовлекаются в действие. Со стулом, хранящим телесный отпечаток Надира, объясняется Зурга, изливая свое раскаянье и сомнения. К стулу привязывает он Лейлу в порыве яростной ревности, и идущие от него волны отрицательной энергии буквально захлестывают зал. 

 

Сам режиссер объяснял аскетичность сценографии тем, что музыка самодостаточна в своей красочности и романтической чувственности. Но, поставив серьезные актерские задачи, он, безусловно, помог полнее раскрыть смысловые уровни и сделать вокал настоящим проводником чувств. Вообще, опера слушается «на одном дыхании» именно благодаря тому, что певцы через пластику тела «проживают» и передают невербальный подтекст музыки. Режиссеру удалось создать свой театральный язык, систему приемов и провести их последовательно от начала до конца. Нет ощущения статики, затянутости, хотя дирижер Алексей Верещагин выбрал первую редакцию, без традиционных купюр. Музыкальное воплощение также порадовало: несмотря на уменьшенный состав, оркестр звучал достаточно полновесно и поддерживал накал страстей. Если взрывные натуры мужских персонажей обозначились по сюжету сразу, то натура Лейлы  раскрывается постепенно. Она появляется в маске (разновидности никаба) и поначалу держится отстраненно. Во всяком случае, так вышло у Татьяны Федотовой «обращение к духам»: аккуратно, но без концертной легкости и свободы. Но затем – в рассказе о спасенном беглеце, встрече с Надиром и в финальной сцене объяснения с Зургой – Лейла преображается и вместе с маской словно скидывает эмоциональные оковы. Слаженно и стильно действует в спектакле хор, выполняющий одновременно функции миманса.  

В общем, получилась интересная, нетривиальная интерпретация «Искателей жемчуга», и если Владиславс Наставшевс будет и дальше востребован в опере, то стоит последить за его развитием.  

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии